№ урока
|
Тема урока
|
Содержание
|
1
|
Введение в предмет
|
Понятия культуры, художественной культуры, искусства, виды искусства, средства выразительности искусств, эпоха
|
2
|
Век разума и просвещения (западноевропейская культура нового времени)
|
Барокко, рококо, классицизм. Новое понимание сущности человека, его предназначения и смысла жизни.
|
3
|
Барокко. Новое мироощушение.
|
Драматизм, повышенная экспрессия чувств. Многоплановость художественного решения. Композиционная уравновешенность, новое видение пространства.
|
4
|
Шедевры итальянского барокко.
|
Собор и площадь Святого Петра в Риме, скульптура Бернини. «Музыкальность» архитектуры и живописность скульптуры.
|
5
|
Барокко во Флоренции
|
П.Рубенс, Ван Дейк. Творчество Рембрандта и его роль в мировой художественной культуре.
|
6
|
Классицизм. Художественная картина мира
|
Эстетические воззрения эпохи. Канонизация античной классики как образа для изучения и подражания. Возрождение и классицизм. Преобладание общественных начал над личным, долга над чувством, внешней красоты над внутренней.
|
7
|
Классицизм в живописи
|
Стремление к выражению возвышенных и героических идеалов. Новое понимание отношения «человек-природа». Н. Пуссен – основоположник классицизма в живописи.
|
8, 9
|
Классицизм в архитектуре
|
Дворцово-парковые ансамбли. Версаль.
|
10,11
|
Литература классицизма
|
Становление романа. Творчество Д.Дефо. Веймарская школа, творчество И.В.Гете, Ф.Шиллера
|
12
|
Западноевропейская культура XIX века
|
Доминанты эпохи. Основные направления и стили в искусстве. Поиск нового художественного языка. Дифференциация и синтез.
|
13
|
Романтизм
|
Повышенное внимание к индивидуальному, личному.
|
14, 15
|
Литература романтизма
|
Г.Гейне, В.Гюго, Д.Байрон, Ж.Санд
|
16
|
Живопись романтизма
|
Э.Делакруа, Т.Жерико, У.Блейк, У.Тернер
|
17
|
Музыка романтизма
|
Первостепенная роль музыки в системе искусств эпохи романтизма. Развитие жанров вокальной и фортепианной миниатюры. Расцвет программной музыки.
|
18
|
Реализм и его исторические судьбы
|
Эстетические принципы реализма
|
19, 20
|
Роман – основной жанр реалистической литературы
|
Ч.Диккенс, О.Бальзак, М.Твен, Г. Флобер
|
21
|
Художники-реалисты
|
Эстетические принципы реализма
|
22
|
Реалистические тенденции в театральном искусстве
|
Эстетические принципы реализма
|
23
|
Символизм как новое видение мира
|
Новые направления в живописи
|
24, 25
|
Открытия импрессионизма
|
Эстетические взгляды импрессионистов. Передача мимолетных впечатлений. Творчество К.Моне, Э.Мане, О.Ренуар, Э. Дега.
|
26
|
Понимание красоты в постимпрессионистской живописи и скульптуре
|
Творчество П.Гогена, В. Ванн Гога. Скульптуры О.Родена
|
27
|
От Руси к России
|
Подъем Московского княжества, «Москва – третий Рим». Общекультурный подъем
|
28
|
Национальная школа иконописи
|
Ф.Грек, А.Рублев
|
29
|
Русская архитектура
|
Московский Кремль
|
30, 31
|
Барокко, рококо и классицизм в России
|
Петровские реформы. Парковое искусство. Петербург как памятник русской культуры
|
32
|
Русский романтизм
|
Развитие русского литературного языка. А.Пушкин, М.Лермонтов, В.Жуковский. Развитие театра
|
33
|
Творчество передвижников
|
Переход от романтизма и классицизма к реализму
|
34
|
Русский литературный реализм
|
Великий расцвет русской литературы. Ф.Достоевский, Л. Толстой. А.Островский и русский театр. Ф.Тютчев, И. Тургенев.
|
35
|
Направления в искусстве XX века (Западная Европа и Россия). Подведение итогов
|
Кубизм, футуризм, абстракционизм, авангард. Творчество М.Шагала, В.Кандинского, К.Малевича, П.Пикассо, С.Дали
|
В результате изучения мировой художественной культуры к концу года ученик должен знать/понимать:
В результате изучения мировой художественной культуры к концу года ученик должен уметь: