Впервые в содержании программы предмета «Музыка» Д.Б.Кабалевским были определены подходы к проблеме интеграции искусств при главенствующем положении музыки в процессе обучения. Интеграция искусств нашла свое выражение в учебных темах 5 класса, таких как «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». При этом подготовительным этапом к осмыслению этих тем стали «встречи» детей с взаимодействием искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства уже в начальной школе.
Многие разделы программы Д.Б.Кабалевского дают возможность учителю включить и театр в органическую ткань урока, показать взаимовлияние и взаимообогащение музыки и театра, установить некоторые общие закономерности их развития и восприятия. Уже во втором классе перед детьми «…раскрываются ворота, ведущие в оперу, балет, в музыку, написанную… для театральных спектаклей…» В течение всей третьей четверти этого класса учащиеся знакомятся с действующими лицами детской оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят».
Важная особенность детских опер, являющихся, в сущности развернутыми музыкальными играми-драматизациями, это то, что их можно разучивать со всем классом одновременно, выделяя солистов лишь в дальнейшем, когда роли и общая линия музыкально-драматического развития будут освоены детьми. Частые смены солистов, возможность перевоплощения в различных по характеру персонажей активизируют творчество детей, позволяют каждому почувствовать себя солистом, стимулируют интерес к занятиям.
В детской опере М.Коваля «Волк и семеро козлят» характеристика персонажей дается в песенках героев, танцевальных и хоровых эпизодах. Эти произведения небольшие по объему и посильны для детей этого возраста как с точки зрения исполнительских задач, так и с точки зрения оформления (костюмы, декорации). Очень важно, чтобы как можно больше детей попробовали свои силы в увлекательной исполнительской деятельности, приняли участие именно в создании музыкального спектакля. Важно, чтобы в сознании детей закрепилось понятие об опере как о синтетическом жанре, который является средоточием интеграции предметов гуманитарного цикла: музыки, литературы, танца, изобразительного искусства.
Таким образом, программа по музыке Д.Б.Кабалевского ориентирует учителей на привлечение в процесс обучения интеграции музыки и театра.
|