Простейшей формой планирования воспитательной работы является расположение содержания перспективных дел в классе в календарном порядке. Схема календарного плана выглядит следующим образом:
Время проведения |
Название мероприятия |
Ответственный за проведение |
Отметка о выполнении |
|
|
|
|
Недостаток такой формы планирования состоит в том, что все воспитательные мероприятия сводятся к календарю и план похож на перечень видов деятельности классного руководителя, расположенных в хронологическом порядке. При этом затруднительно проанализировать систему и технологию воздействия на учащихся, слабо прослеживается роль классного коллектива
Оперативная форма планирования является разновидностью календарного плана. Эта форма позволяет определить виды деятельности учащихся и технологические функции классного руководителя на каждую неделю. В структуру плана вводится колонка для оценки результатов проведенной работы.
Оперативный план классного руководителя
Учебные недели |
Коллективные дела учащихся |
Оперативная работа классного уководителя |
Оценка результатов проделанной работы |
1-7 сентября |
1 сентября.
День знаний |
Пригласить на встречу научных работников, специалистов различных отраслей |
|
3 сентября.
Собрание учащихся на тему "Вопросы, которые тебя волнуют" |
Объявить конкурс на лучшее коллективное дело. Распределить обязанности на перспективу. Помочь редколлегии выпустить стенгазету о летних каникулах |
|
6 сентября. Родительское собрание на тему "Как помочь детям организованно начать учебный год?" |
Выявить и привлечь родителей, способных помочь в организации и проведении намеченных полезных и интересных коллективных дел |
|
В старших классах центр тяжести работы по оперативному планированию переносится на ученический коллектив. Роль классного руководителя зависит в этом случае от уровня сплоченности коллектива.
Линейно-хронологический план содержит перечень мероприятий, расположенных понедельно. Например, понедельник как первый день учебной недели контрастирует с воскресным отдыхом, и в этот день лучше планировать собрания, встречи, линейки и мероприятия просветительского характера. В понедельник преподаватели истории, литературы могут оказать помощь информаторам, чтецам, организаторам коллективных дел. Во вторник, когда редакционный актив занят выпуском стенной печати (газет, бюллетеней, альбомов, журналов, альманахов и пр.), преподаватели языка и литературы, рисования и труда имеют возможность оказать помощь школьникам в оформительской работе. В этот же день можно провести родительское собрание и подготовить выставку творческих работ учащихся. В день трудовых дел - прибавляется забот у преподавателя труда и заведующего хозяйственной частью. Субботу как преддверие дня отдыха лучше посвятить занятиям по интересам в творческих группах, кружках и факультативах, смотрам талантов, КВН, турнирам, соревнованиям по физкультуре и спорту. В этот день будут заняты преподаватели физкультуры и спорта, руководители художественной самодеятельности и других объединений учащихся. В воскресенье, если таковой день используется для организации свободного времени учащихся, - планируется экскурсионная и туристическая работа и в дело включаются заинтересованные лица из числа преподавателей, родителей и внешкольных учреждений.
Структуре плановых мероприятий предпосылается краткая характеристика уровня воспитанности ученического коллектив и очередные задачи. По форме линейно-хронологический план выглядит следующим образом:
Линейно-хронологический план классного руководителя
Профиль дня недели |
Апрель |
30-я неделя |
31-я неделя |
32-я неделя |
33-я неделя |
Понедельник. День просвещения учащихся |
1/4. Собрание класса "Старт последней четверти" |
8/4. Информация "Мир за неделю" |
15/4. Заочное путешествие "По Республике Беларусь" |
22/4. Беседа "Новости культуры" |
Вторник. День родителей. День стенной печати |
2/4. Родительское собрание |
9/4. Выпуск стенной печати |
16/4. Консультация родителей |
23/4. Оформление стенда "Учись учиться" |
Среда. Трудовые дела учащихся |
3/4. Очистка школьного двора от снега |
10/4. Участие в школьном смотре-конкурсе технических изобретений |
17/4. Подготовка гнездовий для птиц |
24/4. Встреча с производствен-
никами' |
Четверг. Работа с активом класса и школы |
4/4. Встреча с организаторами спортивных секций |
11/4. Консультация организаторов КТД к очередным мероприятиям |
|
25/4. Индивидуальные поручения учащимся |
Пятница. Учебные дела учащихся |
5/4. Беседа "Учиться на совесть - долг или одолжение" |
12/4. День космонавтах и (КВН, викторины, беседы, смотры и др.) |
19/4. Конференция по результатам кружковой и внеклассной работы |
26/4. День олимпиад по предметам |
Перечень приведенных мероприятий и профили дней недели показаны условно. К тому же все их провести в течение одной недели затруднительно. Поэтому в течение недели могут быть дни, свободные от внеклассных предметных и воспитательных дел.
Кроме всего прочего, хочу предложить Вашему вниманию план воспитательной работы который используется в некоторых школах г. Минска.
План воспитательной работы
Дата |
Работа с учащимися |
Работа с семьей |
Общешкольные мероприятия |
Классные мероприятия |
Индивидуальная работа |
Общешкольные мероприятия |
Индивидуальная работа |
|
|
|
|
|
|
Традиционными для многих классных руководителей стали календарно-тематические планы. В них также предусматривается характеристика ученического коллектива и воспитательные задачи. Содержание воспитательной работы на полугодие или весь учебный год представлено в виде разделов, система которых отражает основные направления воспитательной работы в классе: - Организационно-педагогические мероприятия.
- Воспитание положительного отношения школьников к учению.
- Политический кругозор учащихся.
- Воспитание нравственных ценностей у школьников.
- Подготовка учащихся к труду и выбору профессии.
- Дисциплина и культура поведения учащихся.
- Физическая культура и здоровье учащихся.
- Экологическое воспитание.
- Свободное время учащихся.
- Работа с родителями и общественностью.
По каждому из названных разделов подбираются разнообразные формы и методы работы.
(по материалам книги С.А. Пуймана "Педагогика: основные положения курса", Мн.:1999,)
|