№ урока |
Тема урока |
Содержание |
1 |
Введение в предмет |
Понятия культуры, художественной культуры, искусства, виды искусства, средства выразительности искусств, эпоха |
2 |
Век разума и просвещения (западноевропейская культура нового времени) |
Барокко, рококо, классицизм. Новое понимание сущности человека, его предназначения и смысла жизни. |
3 |
Барокко. Новое мироощушение. |
Драматизм, повышенная экспрессия чувств. Многоплановость художественного решения. Композиционная уравновешенность, новое видение пространства. |
4 |
Шедевры итальянского барокко. |
Собор и площадь Святого Петра в Риме, скульптура Бернини. «Музыкальность» архитектуры и живописность скульптуры. |
5 |
Барокко во Флоренции |
П.Рубенс, Ван Дейк. Творчество Рембрандта и его роль в мировой художественной культуре. |
6 |
Классицизм. Художественная картина мира |
Эстетические воззрения эпохи. Канонизация античной классики как образа для изучения и подражания. Возрождение и классицизм. Преобладание общественных начал над личным, долга над чувством, внешней красоты над внутренней. |
7 |
Классицизм в живописи |
Стремление к выражению возвышенных и героических идеалов. Новое понимание отношения «человек-природа». Н. Пуссен – основоположник классицизма в живописи. |
8, 9 |
Классицизм в архитектуре |
Дворцово-парковые ансамбли. Версаль. |
10,11 |
Литература классицизма |
Становление романа. Творчество Д.Дефо. Веймарская школа, творчество И.В.Гете, Ф.Шиллера |
12 |
Западноевропейская культура XIX века |
Доминанты эпохи. Основные направления и стили в искусстве. Поиск нового художественного языка. Дифференциация и синтез. |
13 |
Романтизм |
Повышенное внимание к индивидуальному, личному. |
14, 15 |
Литература романтизма |
Г.Гейне, В.Гюго, Д.Байрон, Ж.Санд |
16 |
Живопись романтизма |
Э.Делакруа, Т.Жерико, У.Блейк, У.Тернер |
17 |
Музыка романтизма |
Первостепенная роль музыки в системе искусств эпохи романтизма. Развитие жанров вокальной и фортепианной миниатюры. Расцвет программной музыки. |
18 |
Реализм и его исторические судьбы |
Эстетические принципы реализма |
19, 20 |
Роман – основной жанр реалистической литературы |
Ч.Диккенс, О.Бальзак, М.Твен, Г. Флобер |
21 |
Художники-реалисты |
Эстетические принципы реализма |
22 |
Реалистические тенденции в театральном искусстве |
Эстетические принципы реализма |
23 |
Символизм как новое видение мира |
Новые направления в живописи |
24, 25 |
Открытия импрессионизма |
Эстетические взгляды импрессионистов. Передача мимолетных впечатлений. Творчество К.Моне, Э.Мане, О.Ренуар, Э. Дега. |
26 |
Понимание красоты в постимпрессионистской живописи и скульптуре |
Творчество П.Гогена, В. Ванн Гога. Скульптуры О.Родена |
27 |
От Руси к России |
Подъем Московского княжества, «Москва – третий Рим». Общекультурный подъем |
28 |
Национальная школа иконописи |
Ф.Грек, А.Рублев |
29 |
Русская архитектура |
Московский Кремль |
30, 31 |
Барокко, рококо и классицизм в России |
Петровские реформы. Парковое искусство. Петербург как памятник русской культуры |
32 |
Русский романтизм |
Развитие русского литературного языка. А.Пушкин, М.Лермонтов, В.Жуковский. Развитие театра |
33 |
Творчество передвижников |
Переход от романтизма и классицизма к реализму |
34 |
Русский литературный реализм |
Великий расцвет русской литературы. Ф.Достоевский, Л. Толстой. А.Островский и русский театр. Ф.Тютчев, И. Тургенев. |
35 |
Направления в искусстве XX века (Западная Европа и Россия). Подведение итогов |
Кубизм, футуризм, абстракционизм, авангард. Творчество М.Шагала, В.Кандинского, К.Малевича, П.Пикассо, С.Дали |
В результате изучения мировой художественной культуры к концу года ученик должен знать/понимать:
В результате изучения мировой художественной культуры к концу года ученик должен уметь: