№ п.п. |
Часы |
Тема урока |
Музыкальный материал |
Основные понятия |
Методические пособия |
Россия – Родина моя |
1 |
1 |
Мелодия |
М.П. Мусоргский, оп. «Хованшина» |
Мелодия, звук, нота |
Учебник (8), р.т (6), портрет, диск. |
2 |
1 |
Здравствуй, Родина моя! |
Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!», Г. Струве «Моя Россия» |
Композитор, исполнитель, куплетная форма, нотная запись (1октава) |
Учебник (10-13), р.т. (5-7), иллюстрации родной природы |
3 |
1 |
Главная песня страны |
А. Александров «Гимн России» |
Средства музыкальной выразительности, музыкальные длительности |
Учебник (14-15), р.т.(4-5), портрет, диск, словарь эмоциональных терминов. |
День, полный событий |
4 |
1 |
Музыкальные инструменты |
П.И. Чайковский «Детский альбом», звуки клавесина |
История фортепиано, клавиатура фортепиано, длительности, ритм |
Учебник (18-19), р.т.(8-9), иллюстрации, диски, ноты |
5 |
1 |
Природа и музыка |
С.С. Прокофьев «Детская музыка» |
Размер, ритм, длительность, музыкальная изобразительность |
Учебник (20-21),р.т.(10-11), ноты, диск, компьютер |
6 |
1 |
Многообразие танцевальной музыки |
П.И. Чайковский «Вальс», «Камаринская», «Полька» из «Детского альбома», С.С.Прокофьев «Вальс» из «Детской музыки» |
Размер, ритм |
Учебник (24-25), р.т.(14) |
7 |
1 |
Эти разные марши |
П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы», Три варианта марша из программы Кабалевского |
Размер марша, ритм, нотные длительности, простейшее сольфеджио |
Учебник (26-27), р.т(15) |
8 |
1 |
Мамины сказки и песни |
П.И. Чайковский «Нянина сказка», С.С. Прокофьев «Сказочка»
Колыбельные |
Песенность, напевность, лад, динамика |
Учебник |
9 |
1 |
Обобщающий урок 1 четверти |
Фрагменты изученных музыкальных произведений |
Повторение изученного |
|
О России петь – что стремиться в храм |
10 |
1 |
Великий колокольный звон |
М.П. Мусоргский оп. «Борис Годунов», Новороссийские куранты, Праздничный трезвон |
История колокольного звона, храм, духовная музыка, тембр |
Учебник |
11 |
1 |
Святые земли Русской |
С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский», Народные песнопения о Сергии Радонежском |
Духовная музыка, тембр, динамика, лад |
Учебник |
12 |
1 |
Молитва |
П.И. Чайковский «Молитва», «В церкви» |
Взаимосвязь духовной и светской музыки |
Учебник |
13 |
1 |
Звучащие картины |
М.П.Мусоргский «Картинки с выставки» |
Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства |
Учебник |
14 |
1 |
С Рождеством Христовым! |
Народные песни-колядки |
Народная музыка, жанры р.н.п |
Учебник (48-51) |
15 |
1 |
Обобщающий урок 2 четверти |
Урок-концерт |
|
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
16 |
1 |
Русские народные инструменты |
Р.н.п. «Калинка», «Плясовые наигрыши» |
Виды р.н.и., наигрыш, пляска |
Учебник (54-57) |
17 |
1 |
Русские народные песни |
Р.н.п. «А мы к вам пришли», «Вейся, капустка» |
Виды р.н.п. (хороводные, игровые, плясовые) |
Учебник (58-61) |
18 |
1 |
Музыка в народном стиле |
М.И. Глинка «Камаринская» |
Взаимосвязь народной и композиторской музыки |
Учебник (62-65) |
19 |
1 |
Проводы зимы |
Р.н.п «Ой, масленая недалечка», «Ой, жаворонки, жаворонушки» |
Виды р.н.п. (обрядовые) |
Учебник (66-67) |
20 |
1 |
Встреча весны |
Р.н.п «Ой, масленая недалечка», «Ой, жаворонки, жаворонушки» |
Виды р.н.п. (обрядовые), песни-заклички, выразительные средства р.н.п. |
Учебник (68-69) |
В музыкальном театре |
21 |
1 |
Сказка будет впереди |
Е. Крылатов «Спор Маши и Вити» |
Соло, дуэт, трио, хор, ансамбль |
Учебник (72-73) |
22 |
1 |
Музыка и театр |
Фрагменты оперных арий, мюзиклов, балетов |
Музыкальные театры мира |
Учебник (78-79), иллюстрации Большого, Ла-Скала, Мулен Руш, Гранд Опера |
23 |
1 |
Что такое «Опера»? |
М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила» |
Строение оперы, ария, сцена, увертюра, финал |
Учебник (82-83), видеофрагмент оперы, диски, ноты |
24 |
1 |
Что такое «Балет»? |
П.И. Чайковский фрагменты балетов, С.С. Прокофьев «Золушка» |
Строение балета, вступление, па-де-де, антракт |
Учебник (76-77), видеофрагмент балета, диски |
25 |
1 |
Детский музыкальный театр |
М.Коваль «Волк и семеро козлят» |
Сольное пение, оперные голоса |
Учебник (74-75) |
В концертном зале |
26 |
1 |
Симфоническая сказка |
С.С. Прокофьев «Петя и волк» |
Инструменты симфонического оркестра, тембры инструментов |
Учебник (90-93), диски, иллюстрации инструментов |
27 |
1 |
Обобщающий урок 3 четверти |
Повторение изученных произведений |
|
|
28 |
1 |
Картинки с выставки. Музыкальные впечатления |
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» |
Музыкальная выразительность и изобразительность |
Учебник (94-97) |
29 |
1 |
«Звучит нестареющий Моцарт» Симфония №40 |
В.А. Моцарт Симфония №40 1 часть |
Симфония, контраст |
Учебник (100-101) |
30 |
1 |
«Звучит нестареющий Моцарт»Свадьба Фигаро |
В.А. Моцарт увертюра к опере «Фигаро» |
Увертюра, темп |
Учебник (102-103) |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» |
31 |
1 |
Музыкальные инструменты - Орган |
И.С.Бах «Токката и фуга», «Ария» |
Устройство органа, многоголосие |
Учебник (108-111) |
32 |
1 |
Все в движении |
М. Глинка «Попутная песня», Г. Свиридов «Тройка» |
Выразительность и изобразительность, темп |
Учебник (112-115) |
33 |
1 |
Музыка учит понимать друг друга |
Д. Кабалевский «Три подружки» |
Музыкальный язык |
Учебник (116-117) |
34 |
1 |
Мажор и минор |
Г. Свиридов «Осень», М. Глинка «Жаворонок» |
Лад, тональность до мажор и до минор, строение мажорной и минорной гаммы |
Учебник (118-121) |
35 |
1 |
Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? |
Произведения П.Чайковского и С.Прокофьева |
Сравнительный анализ творчества композиторов |
Учебник (126-127) |
36 |
1 |
Заключительный урок-концерт |
Подведение итогов года |
|
|