Интеграция искусств направлена на развитие творческих качеств личности. Эти качества очень актуальны в современных условиях рынка труда. В течении четырех лет проводилось исследование влияния интеграции искусств на развитие творческих способностей учащихся. Первичная диагностика проводилась в 5 - х классах в контрольной (5«Б») и экспериментальной (5«А») группах. Повторная диагностика в обеих группах проводилась в 9 классе. Диагностические исследования проводились по методике Поля Торренса «Краткий тест творческого мышления».
Тест П. Торренса использовался с целью оценки эффективности интегрированных программ (по предметам «Изобразительное искусство» и «Театр») и способов обучения построенных на взаимодействии искусств. Тест отражает различные проявления креативности в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей.
Показатель креативности оценивается по следующим критериям:
- показатель беглости – отражает способность к порождению большого количества идей, выраженных в словесной форме и в рисунках;
- показатель гибкости – оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем;
- показатель оригинальности характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных;
- показатель разработанности. Детализации идей используется для оценки только фигурных тестов, высокие значения показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью.
Результаты первичного обследования учащихся 5«Б» класса
средней общеобразовательной школы № 1 г. Владимира с углубленным изучением предметов художественно–эстетического цикла.
Контрольная группа (5«Б» класс)
Краткий тест творческого мышления (Торренс)
№ п.п. |
Ф.И. учащегося |
Класс |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Разработанность |
п.о. |
т |
п.о. |
т |
Норма |
10.9 : 7.3 |
9.3 : 5.5 |
13.2 : 6 |
60 : 40 |
49.2 : 14. 4 |
60 : 40 |
1 |
Асоян Наре |
5«Б» |
9 |
7 |
7 |
25 |
24 |
35 |
2 |
Буянова Юля |
5«Б» |
10 |
10 |
10 |
50 |
23 |
35 |
3 |
Бритова Анжела |
5«Б» |
8 |
6 |
8 |
45 |
31 |
55 |
4 |
Воскобойник Алина |
5«Б» |
10 |
4 |
11 |
55 |
58 |
60 |
5 |
Горбунов Владислав |
5«Б» |
8 |
6 |
8 |
45 |
31 |
55 |
6 |
Гришина Наталья |
5«Б» |
9 |
9 |
6 |
45 |
62 |
65 |
7 |
Давыдова Татьяна |
5«Б» |
10 |
8 |
9 |
50 |
29 |
40 |
8 |
Долгова Юля |
5«Б» |
10 |
4 |
8 |
45 |
89 |
85 |
9 |
Дюжин Сергей |
5«Б» |
10 |
5 |
3 |
30 |
7 |
25 |
10 |
Карпов Илья |
5«Б» |
10 |
10 |
9 |
50 |
30 |
50 |
11 |
Королева Майя |
5«Б» |
10 |
7 |
8 |
45 |
112 |
100 |
12 |
Козлова Марина |
5«Б» |
10 |
10 |
10 |
55 |
26 |
50 |
13 |
Киселева Александра |
5«Б» |
10 |
6 |
9 |
50 |
28 |
50 |
14 |
Лобанов Евгений |
5«Б» |
10 |
6 |
7 |
45 |
28 |
50 |
15 |
Любимова Елизавета |
5«Б» |
7 |
7 |
3 |
30 |
76 |
75 |
16 |
Никологорская Саша |
5«Б» |
10 |
8 |
9 |
50 |
49 |
50 |
17 |
Парфенов Антон |
5«Б» |
10 |
6 |
5 |
35 |
22 |
45 |
18 |
Петров Михаил |
5«Б» |
10 |
8 |
9 |
50 |
34 |
65 |
19 |
Ручий Михаил |
5«Б» |
8 |
5 |
5 |
40 |
32 |
60 |
20 |
Субботин Роман |
5«Б» |
10 |
6 |
9 |
50 |
21 |
45 |
21 |
Титова Дарья |
5«Б» |
10 |
4 |
9 |
50 |
19 |
30 |
22 |
Толстов Андрей |
5«Б» |
10 |
6 |
8 |
45 |
40 |
50 |
23 |
Черемисинов Сергей |
5«Б» |
10 |
8 |
11 |
50 |
16 |
30 |
24 |
Шишкин Дмитрий |
5«Б» |
10 |
10 |
9 |
50 |
20 |
35 |
Состояние |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Разработанность |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
Выше нормы |
- |
- |
6 |
25,0 |
- |
- |
7 |
29,0 |
Норма |
23 |
95,8 |
14 |
58,3 |
20 |
83,0 |
16 |
66,8 |
Ниже нормы |
1 |
4,2 |
4 |
16,7 |
4 |
17,0 |
1 |
4,2 |
Результаты обследования учащихся 5«А» класса средней общеобразовательной школы № 1 г. Владимира с углубленным изучением предметов художественно–эстетического цикла.
Экспериментальная группа (5«А» класс)
Краткий тест творческого мышления (Торренс)
№ п.п. |
Ф.И. учащегося |
Класс |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Разработанность |
п.о. |
т |
п.о. |
т |
Норма |
10.9 : 7.3 |
9.3 : 5.5 |
13.2 : 6 |
60 : 40 |
49.2 : 14. 4 |
60 : 40 |
1 |
Акопян Сильва |
5«А» |
10 |
4 |
9 |
50 |
19 |
30 |
2 |
Байдакова Екатерина |
5«А» |
10 |
8 |
11 |
50 |
16 |
30 |
3 |
Бахирев Роман |
5«А» |
8 |
5 |
5 |
40 |
32 |
60 |
4 |
Гаврилова Елизавета |
5«А» |
8 |
6 |
8 |
45 |
31 |
55 |
5 |
Гребенюк Екатерина |
5«А» |
10 |
8 |
11 |
50 |
16 |
30 |
6 |
Золотухина Юлия |
5«А» |
10 |
6 |
5 |
35 |
22 |
45 |
7 |
Курочкина Ирина |
5«А» |
10 |
8 |
9 |
50 |
34 |
65 |
8 |
Леготин Роман |
5«А» |
8 |
5 |
5 |
40 |
32 |
60 |
9 |
Логинова Светлана |
5«А» |
10 |
10 |
9 |
50 |
30 |
50 |
10 |
Низовцева Евгения |
5«А» |
10 |
7 |
8 |
45 |
67 |
100 |
11 |
Рыжов Роман |
5«А» |
9 |
7 |
2 |
25 |
24 |
35 |
12 |
Скворцова Полина |
5«А» |
9 |
9 |
6 |
45 |
62 |
65 |
13 |
Сушина Анна |
5«А» |
10 |
10 |
9 |
50 |
30 |
50 |
14 |
Чибисов Александр |
5«А» |
10 |
6 |
5 |
35 |
22 |
45 |
15 |
Шапорина Анастасия |
5«А» |
8 |
6 |
8 |
45 |
31 |
55 |
16 |
Шушкина Ирина |
5«А» |
10 |
6 |
9 |
50 |
28 |
50 |
Состояние |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Разработанность |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
Выше нормы |
- |
- |
6 |
38,0 |
- |
- |
7 |
43,0 |
Норма |
15 |
94,0 |
6 |
38,0 |
11 |
67,0 |
8 |
59,5 |
Ниже нормы |
1 |
6,0 |
4 |
24,0 |
4 |
23,0 |
1 |
2,5 |
Результаты повторного обследования учащихся 7«Б» класса средней общеобразовательной школы № 1 г. Владимира с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла.
Контрольная группа (7«Б» класс)
Краткий тест творческого мышления (Торренс)
№ п.п. |
Ф.И. учащегося |
Класс |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Разработанность |
п.о. |
т |
п.о. |
т |
Норма |
10.9 : 7.3 |
9.3 : 5.5 |
13.2 : 6 |
60 : 40 |
49.2 : 14. 4 |
60 : 40 |
1 |
Асоян Наре |
9«Б» |
9 |
8 |
3 |
30 |
29 |
45 |
2 |
Буянова Юля |
9«Б» |
10 |
10 |
10 |
50 |
26 |
35 |
3 |
Бритова Анжела |
9«Б» |
8 |
6 |
8 |
45 |
35 |
60 |
4 |
Воскобойник Алина |
9«Б» |
10 |
4 |
11 |
55 |
58 |
60 |
5 |
Горбунов Владислав |
9«Б» |
8 |
6 |
8 |
45 |
31 |
55 |
6 |
Гришина Наталья |
9«Б» |
9 |
9 |
6 |
45 |
62 |
65 |
7 |
Давыдова Татьяна |
9«Б» |
10 |
8 |
9 |
50 |
29 |
40 |
8 |
Долгова Юля |
9«Б» |
10 |
4 |
8 |
45 |
89 |
85 |
9 |
Дюжин Сергей |
9«Б» |
10 |
6 |
9 |
30 |
17 |
35 |
10 |
Карпов Илья |
9«Б» |
10 |
10 |
9 |
50 |
30 |
50 |
11 |
Королева Майя |
9«Б» |
10 |
8 |
8 |
45 |
112 |
100 |
12 |
Козлова Марина |
9«Б» |
10 |
10 |
10 |
55 |
26 |
50 |
13 |
Киселева Александра |
9«Б» |
10 |
6 |
9 |
50 |
28 |
50 |
14 |
Лобанов Евгений |
9«Б» |
10 |
6 |
7 |
45 |
28 |
50 |
15 |
Любимова Елизавета |
9«Б» |
7 |
8 |
5 |
30 |
76 |
75 |
16 |
Никологорская Саша |
9«Б» |
10 |
8 |
9 |
50 |
49 |
50 |
17 |
Парфенов Антон |
9«Б» |
10 |
6 |
5 |
35 |
22 |
45 |
18 |
Петров Михаил |
9«Б» |
10 |
8 |
9 |
50 |
34 |
65 |
19 |
Ручий Михаил |
9«Б» |
8 |
5 |
5 |
40 |
35 |
60 |
20 |
Субботин Роман |
9«Б» |
10 |
6 |
9 |
50 |
21 |
45 |
21 |
Титова Дарья |
9«Б» |
10 |
4 |
9 |
50 |
18 |
30 |
22 |
Толстов Андрей |
9«Б» |
10 |
6 |
8 |
45 |
18 |
50 |
23 |
Черемисинов Сергей |
9«Б» |
10 |
8 |
11 |
50 |
16 |
30 |
24 |
Шишкин Дмитрий |
9«Б» |
10 |
10 |
9 |
50 |
20 |
35 |
Состояние |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Разработанность |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
Выше нормы |
- |
- |
- |
- |
4 |
16,0 |
3 |
13,0 |
Норма |
23 |
95,0 |
24 |
100,0 |
18 |
75,0 |
19 |
80,0 |
Ниже нормы |
1 |
5,0 |
- |
- |
2 |
9,0 |
2 |
7,0 |
Результаты повторного обследования учащихся 7«А» класса средней общеобразовательной школы № 1 г.Владимира с углубленным изучением предметов художественно–эстетического цикла.
Экспериментальная группа (7«А» класс)
Краткий тест творческого мышления (Торренс)
№ п.п. |
Ф.И. учащегося |
Класс |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Разработанность |
п.о. |
т |
п.о. |
т |
Норма |
10.9 : 7.3 |
9.3 : 5.5 |
13.2 : 6 |
60 : 40 |
49.2 : 14. 4 |
60 : 40 |
1 |
Акопян Сильва |
9«А» |
10 |
7 |
14 |
60 |
34 |
65 |
2 |
Байдакова Екатерина |
9«А» |
10 |
8 |
11 |
50 |
16 |
30 |
3 |
Бахирев Роман |
9«А» |
8 |
8 |
5 |
40 |
32 |
60 |
4 |
Гаврилова Елизовета |
9«А» |
8 |
6 |
8 |
45 |
31 |
55 |
5 |
Гребенюк Екатерина |
9«А» |
10 |
8 |
11 |
50 |
16 |
30 |
6 |
Золотухина Юлия |
9«А» |
10 |
6 |
5 |
35 |
22 |
45 |
7 |
Курочкина Ирина |
9«А» |
10 |
8 |
9 |
50 |
34 |
65 |
8 |
Леготин Роман |
9«А» |
8 |
8 |
10 |
50 |
23 |
35 |
9 |
Логинова Светлана |
9«А» |
10 |
10 |
9 |
50 |
30 |
50 |
10 |
Низовцева Евгения |
9«А» |
10 |
7 |
8 |
45 |
67 |
100 |
11 |
Рыжов Роман |
9«А» |
9 |
7 |
10 |
50 |
23 |
35 |
12 |
Скворцова Полина |
9«А» |
9 |
9 |
10 |
50 |
23 |
35 |
13 |
Сушина Анна |
9«А» |
10 |
10 |
9 |
50 |
30 |
50 |
14 |
Чибисов Александр |
9«А» |
10 |
6 |
10 |
50 |
23 |
35 |
15 |
Шапорина Анастасия |
9«А» |
8 |
6 |
8 |
45 |
31 |
55 |
16 |
Шушкина Ирина |
9«А» |
10 |
7 |
9 |
50 |
28 |
50 |
Состояние |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Разработанность |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
Выше нормы |
5 |
32,0 |
4 |
25,0 |
4 |
25,0 |
9 |
57,0 |
Норма |
10 |
63,0 |
10 |
63,0 |
11 |
69,0 |
7 |
43,0 |
Ниже нормы |
1 |
6,0 |
2 |
12,0 |
1 |
6,0 |
- |
- |
Результаты показателей креативности учащихся 7–х классов (40 человек) средней общеобразовательной школы №1г. Владимира с углубленным изучением предметов художественно–эстетического цикла.
Показатели креативности |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
5«А» |
7«А» |
5«Б» |
7«Б» |
Беглость |
9,2 |
9,4 |
9,3 |
9,7 |
Гибкость |
7,4 |
8,3 |
7,5 |
9,1 |
Разработанность |
55 |
65 |
50,5 |
65 |
Оригинальность |
45 |
55 |
40,5 |
55 |
Беглость

Гибкость

Разработанность

Оригинальность

В результате проведенного исследования выявлены существенные различия в показателях креативности: гибкости, оригинальности, разработанности, беглость в контрольной и экспериментальной группах. Показатели развития творческих способностей в экспериментальной группе в среднем на 28% выше, чем в контрольной.
|