Музыка

МХК

Кружковая работа

Класcное руководство

МО учителей

Открытый урок

 

Главная страница    Уроки музыки в общеобразовательной школе    Обобщение опыта

О себе

Профессиональный опыт

Галерея достижений

 

 

 

 Последние публикации

 

 

Методические разработки музыкальных развивающих игр

4 января 2010 г. 17:44

Сценарии музыкальных постановок

27 декабря 2009 г. 10:18

Мастер-класс "Исполнительская деятельность на уроке музыки"

5 декабря 2009 г. 17:57

Интегрированный урок музыки и театра в 5 классе представленный на конкурсе "Педагог года"

3 декабря 2009 г. 18:55

Методическая разработка уроков музыки и кукольного театра на примере 2 класса

25 ноября 2009 г. 10:08

 

 

 Рекомендуем посмотреть

 

 

Презентации PowerPoint

 

Технология опыта

Введение интегрированных уроков музыки и театра не меняет изначальной целевой установки программы, а служит гармоничным ее дополнением. Интегрированное вхождение в традиционный программный материал как бы вбирает в себя решение тех художественных и педагогических задач, которые ставил Д.Б.Кабалевский, и конечно, расширяет, обогащает творческий потенциал учащихся, так как все виды искусства рождены жизнью и по-своему ее отображают. Именно поэтому самые интересные открытия совершаются ребятами на стыке искусств.

Темы интегрированных уроков помогают подробно рассмотреть все грани естественного взаимодействия двух видов искусства – музыки и театра.

1 класс:
«Развивающие музыкально-театральные игры».

Целью введения музыкально-театральных развивающих игр в режим учебной работы учащихся-шестилеток является помощь детям и учителю в создании психологически комфортной атмосферы урока. Необходимо создать условия, в которых дети смогут общаться друг с другом, учителем, искусством и захотят делиться своими мыслями, умениями, знаниями. Игры-упражнения на дыхание, дикцию, память физических движений, воображение и т.д. очень интересны детям и, что важно, одновременно решают задачи двух предметов: «Музыки» и «Театра».

2 класс:
«Музыка и кукольный театр».

” ”

Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на зрителей комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ, и музыка. Его основной задачей является развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления. На наш взгляд, кукольный театр гармонично вливается в структуру уроков музыки, посвященных музыкальной сказке С.Прокофьева «Петя и волк». Эти уроки становятся яркими и запоминающимися детям.

3 класс:
«Театр оперы и балета».

” ”

На этих уроках необходимо, чтобы как можно больше детей попробовали свои силы в увлекательной исполнительской деятельности, приняли участие именно в создании музыкального спектакля. Важная особенность детских опер, являющихся, в сущности, развернутыми музыкальными играми-драматизациями, это то, что их можно разучивать со всем классом одновременно, выделяя солистов лишь в дальнейшем, когда роли и общая линия музыкально-драматического развития будут освоены детьми. Частые смены солистов, возможность перевоплощения в различных по характеру персонажей активизируют творчество детей, позволяют каждому почувствовать себя солистом, стимулируют интерес к занятиям.

Важно довести вокально-хоровую работу именно до постановки оперного спектакля, чтобы в сознании детей закрепилось понятие об опере как синтетическом жанре, который является средоточием интеграции предметов гуманитарного цикла: музыки, литературы, танца, изобразительного искусства и театра.

4 класс:
«Народное музыкально-театральное творчество».

” ”

К фольклору принято причислять словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного искусства. Любое фольклорное произведение полиэлементно. Художественно-образные элементы, изначально заложенные в самом человеке – движение его тела (мимика, жест, танец), звук его голоса (интонация, слово, напев) – обеспечивают целостность творческого акте – исполнения фольклорного произведения. В этом проявляется полиэлементность фольклора, его изначальный синтез, называемый еще синкретизмом.

Знакомство с разнообразными народными музыкально-театральными жанрами на интегрированных уроках играет большую роль в формировании творческой личности, т.к. они охватывают все элементы (или виды художественного творчества), в которых каждый ребенок без исключения может с успехом себя проявить.

5 класс:
«Дружная семья искусств».

Интеграция искусств нашла свое выражение в учебных темах 5 класса программы «Музыка» Д.Б.Кабалевского, таких как «Музыка и изобразительное искусство». Но музыка не ограничивается взаимодействием только с литературой и изобразительным искусство. Восприятие музыки будет еще более полным, если объединить несколько видов искусств: литературу, живопись, театр, хореографию. Именно поэтому темами интегрированных уроков, в дополнение к предложенным Д.Б.Кабалевским, стали «Музыка и театр», «Музыка и хореография» и как итог – «Дружная семья искусств».

6 класс:
«Многообразие музыкально-сценических жанров».

” ”

Опера, балет, оперетта, водевиль, мюзикл, рок-опера и т.д.. Зачастую, на уроках музыки, знакомство с произведениями данных жанров сводится лишь к прослушиванию фрагментов. Не смотря на объяснения учителя, в сознании детей может закрепиться понятие о них как об отдельных музыкальных произведениях, а не результате взаимодействия разных видов искусства. Поэтому будет оправданным привлечение в контекст уроков музыки театрального искусства. Целесообразно выбрать один из жанров для постановки с детьми. Мы предлагаем мюзикл – наиболее привлекательный для учащихся музыкально-сценический жанр. Педагогу нужно подобрать доступное произведение, сделать распределение ролей так, чтобы наиболее способные петь, танцевать и играть дети несли наибольшую нагрузку, остальные школьники танцуют, поют в хоре и играют в интермедиях.

7 класс:
«Выразительные средства искусства», «Драматургия».

В рамках данных тем школьники усваивают не только чисто музыкальные категории и понятия, но и выявляют с помощью учителя параллели между средствами выразительности в разных искусствах (например, интонация в музыке, литературе, театре, живописи; краска, линия – в музыке и живописи; композиция – форма в художественных произведениях и т.п.). Дети знакомятся с законами развития музыкального произведения крупной формы и сюжета драматической пьесы, самостоятельно находят, общие черты построения произведений разных видов искусства (экспозиция – завязка; разработка – развитие; кульминация; реприза-развязка), что помогает им глубже осознать замысел сочинения.

8 класс:
«Постановка эстрадного номера».

” ”

Уроки в восьмом классе – это итог, своеобразная проверка школьников на художественный вкус, зрелость. На фундаменте тем прошлых классов можно вести аргументированную беседу о течениях современной эстрады, обсуждать творчество различных современных ВИА и групп, спорить о художественной ценности появляющихся в настоящее время навык музыкально-театральных постановок, словом, определять для себя значимость тех или иных современных событий в искусстве. Эстрадный номер – сам по себе маленький спектакль, где есть начало, развитие, кульминация и финал. Учащиеся на этих уроках сами работают над сценарием будущего эстрадного номера, они же и режиссеры, и артисты и критики. Им, конечно, понадобится помощь учителя в разучивании выбранной песни, но, в основном, вся постановочная работа ляжет на их плечи: они пытаются создать свое произведение искусства.

Структура интегрированных уроков музыки и театра технологична и отличается следующими особенностями:

  • предельной четкостью, компактностью учебного материала;
  • логической взаимообусловленности, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока;
  • большой информативной емкостью учебного материала, используемого на уроке.

Интегрированные уроки искусства имеют определенные преимущества:

  • повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
  • способствуют рассмотрению предмета, явления искусства жанра с двух сторон: теоретической и практической;
  • способствуют развитию умений и навыков различных (интегрируемых) предметов;
  • способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания памяти, мышления (логического, художественно-образного, творческого) учащихся;
  • обладая большой информативной емкость, способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют развитию творческого подхода к выполнению учебного задания;
  • способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой навык технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельного подхода к обучению.

Среди используемых методов:

  • метод проблемных ситуаций;
  • метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному;
  • метод обобщения;
  • метод размышления;
  • метод игровой импровизации;
  • метод физических действий;
  • метод показа;
  • метод действенного анализа.

Все методы находятся в тесной зависимости и помогают учителю реализовать цель – формирование творческой личности школьника.

Про уроки.ru
Все права защищены © 2009-2010
Условия использования материалов сайта "Про уроки.ru"

 

Rambler's Top100