|
Учебно-тематическое планирование
|
1 класс
№ |
Часы |
Тема урока |
Музыкальный материал |
Основные понятия |
Характеристика деятельности учащихся |
Музыка вокруг нас |
1 |
1 |
Что такое музыка? |
П.И.Чайковский «Щелкунчик» фрагменты. |
Понятие о звуке, о музыке как виде искусства. |
Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интонации определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения и пении, игре, пластике. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различим музыкальных и живописных образов. Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. |
2 |
1 |
Повсюду музыка слышна. |
Детские песенки-попевки. |
Музыкальный язык, композитор, исполнитель, слушатель. |
3 |
1 |
Хоровод муз (песня, танец, марш). |
П.И.Чайковский «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Полька». |
Три кита музыки. |
4 |
1 |
Душа музыки – мелодия. |
К.Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика». |
Понятие мелодии, интонации. |
5 |
2 |
Музыкальная азбука. |
Д.Кабалевский «Песня о школе», Г. Струве «Нотный бал». |
Нотная запись, звук и нота (различие). |
6 |
2 |
Музыка народная и композиторская. |
Фрагменты народных и композиторских песен. |
Отличительные черты народной и профессиональной музыки. |
7 |
2 |
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. |
Звучание народных и профессиональных инструментов. |
Отличительные черты народных и профессиональных инструментов |
8 |
1 |
Добрый праздник среди зимы. Новый год и рождество. |
П.И.Чайковский «Щелкунчик». |
Выразительность музыки, характер, настроение. |
Музыка и ты |
9 |
1 |
Край, в котором ты живешь. Русские народные песни. |
Г.Гладков «Край, в котором ты живешь» |
Национальные традиции и особенности в музыке |
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
|
10 |
1 |
Художник, поэт, композитор. |
С.Прокофьев «Вечер», Г.Свиридов «Пастораль». |
Взаимосвязь искусств. |
11 |
1 |
Что изображает музыка. Музыка утра. |
Э.Денисов «Утро», Э.Григ «Утро». |
Изобразительность музыки. |
12 |
1 |
Музыка вечера. |
В.Салманов «Вечер». |
Изобразительность музыки. |
13 |
1 |
Разыграй сказку. |
Д.н.и. «Баба-Яга». |
Эмоциональная отзывчивость, взаимосвязь музыки и театра. |
14 |
2 |
Инструменты симфонического оркестра. |
Э.н.п. У каждого свой музыкальный инструмент. |
Музыкальные инструменты, тембр. |
15 |
2 |
Что выражает музыка? |
А.П.Бородин «Богатырская симфония». |
Интонация, выразительность, унисон, динамика. |
16 |
1 |
Фортепиано. |
Л.Моцарт «Менуэт», П.Чайковский «Детский альбом». |
Тембр, клавиатура. |
17 |
2 |
Вокальная музыка. Солист, вокальный ансамбль, хор. |
Сольная, ансамблевая, хоровая музыка. |
Тембры певческих голосов, виды хоров и вокальных ансамблей. |
18 |
1 |
Мамин праздник. |
Песни о маме. |
Хоровое и сольное исполнительство. |
19 |
1 |
Музыка в цирке. |
И.Дунаевский музыка к к/ф «Цирк». |
Прикладной характер музыки. |
20 |
2 |
Дом, который звучит. |
Р.Щедрин «Конек-Горбунок», П.Чайковский «Щелкунчик», М.Коваль «Волк и семеро козлят». |
Музыкальный театр, опера, балет. |
21 |
2 |
Опера-сказка. |
М.Коваль «Волк и семеро козлят»,М.Красев «Муха-цокотуха». |
Хор, солист, ария, дирижер, режиссер. |
22 |
1 |
Ничего на свете лучше нету. Мюзикл. |
Г.Глатков музыка к м/ф «Бременские музыканты». |
Музыка и телевидение. |
23 |
2 |
В музыкальном театре. |
Фрагменты опер и балетов. |
Афиша, программа, антракт. |
24 |
1 |
Заключительный урок-концерт. |
Подведение итогов года. |
2 класс
№ |
Часы |
Тема урока |
Музыкальный материал |
Основные понятия |
Характеристика деятельности учащихся |
Россия – Родина моя |
1 |
1 |
Главная песня страны. |
Гимн РФ. |
Выразительные средства. Мелодия, звук, нота. |
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности. Подбирать слова отражавшие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций). Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках. Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.Исполнять Гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы. Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства. Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись. Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
2 |
1 |
Здравствуй, Родина моя! |
Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!»,Г. Струве «Моя Россия». |
Композитор, исполнитель, куплетная форма, нотная запись (1октава). |
3 |
1 |
Мелодия. |
М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. |
Средства музыкальной выразительности, музыкальные длительности. |
День, полный событий |
4 |
1 |
Музыкальные инструменты. |
П.И. Чайковский «Детский альбом», звуки клавесина. |
История фортепиано, клавиатура ф-но, длительности, ритм. |
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Определять жизненную основу музыкальных произведений. Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре, сочинение. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности. Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов. Выполнять творческие задания; рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения. Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках. |
5 |
1 |
Природа и музыка. Изобразительность музыки. |
С.С.Прокофьев «Детская музыка». |
Размер, ритм, длительность, музыкальная изобразительность. |
6 |
1 |
Многообразие танцевальной музыки. Тест. |
П.И.Чайковский «Вальс», «Камаринская», «Полька» из «Детского альбома»,С.С.Прокофьев «Вальс» из «Детской музыки». |
Размер, ритм. Танцевальность. |
7 |
1 |
Эти разные марши. |
П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы», Три варианта марша из прогр. Кабалевского. |
Размер марша, ритм, нотные длительности, простейшее сольфеджио, маршевость. |
8 |
1 |
Мамины сказки и песни. Выразительность музыки. |
П.И.Чайковский «Нянина сказка», С.С.Прокофьев «Сказочка». Колыбельные. |
Песенность, напевность, лад, динамика. |
О России петь – что стремиться в храм |
9 |
1 |
Великий колокольный звон. |
М.П.Мусоргский оп. «Борис Годунов», Новороссийские куранты, Праздничный трезвон. |
История колокольного звона, храм, духовная музыка, тембр. |
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы. Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи. Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. Исполнять рождественские песни на уроке и дома. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Выполнять творческие задания в рабочей тетради. |
10 |
1 |
Святые земли Русской. Тест, музыкальная викторина. |
С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский»,Народные песнопения о Сергии Радонежском. |
Духовная музыка, тембр, динамика, лад. |
11 |
1 |
Молитва. Тест. |
П.И.Чайковский «Молитва», «В церкви». |
Взаимосвязь духовной и светской музыки. |
12 |
1 |
Звучащие картины. |
ПМ.П.Мусоргский «Картинки с выставки». |
Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. |
13 |
1 |
С Рождеством Христовым!. |
Народные песни-колядки. |
Народная музыка, жанры русской народной песни. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
14 |
1 |
Русские народные инструменты. |
Русские народные песни «Калинка», «Плясовые наигрыши» |
Виды русских народных инструментов, наигрыш, пляска. |
Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни-хороводы. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора. Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических. пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек. Исполнятьвыразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках. Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов. Выявлять особенности традиционных праздников народов России. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. Создавать музыкальные. |
15 |
1 |
Русские народные песни. |
Русские народные песни «А мы к вам пришли», «Вейся, капустка» |
Виды русских народных песен (хороводные, игровые, плясовые). |
16 |
1 |
Музыка в народном стиле. Тест. |
М.И.Глинка «Камаринская». |
Взаимосвязь народной и композиторской музыки. |
17 |
1 |
Проводы зимы. |
Русские народные песни «Ой, масленая недалечка», «Ой, жаворонки, жаворонушки». |
Виды русских народных песен (обрядовые). |
18 |
1 |
Встреча весны. Тест. |
Русские народные песни «Ой, масленая недалечка», «Ой, жаворонки, жаворонушки». |
Виды русских народных песен (обрядовые), песни-заклички, выразительные средства русской народной песни. |
В музыкальном театре |
19 |
1 |
Что такое «Опера»? |
М.И.Глинка опера «Руслан и Людмила». |
Строение оперы, ария, сцена, увертюра, финал. |
Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лип опер и балетов.Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.Выявлять особенности развитии образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
20 |
1 |
Что такое «Балет»? Мини-проект «Афиша музыкального спектакля». |
П.И.Чайковский фрагменты балетов, С.С.Прокофьев «Золушка» |
Строение балета, вступление, па-де-де, антракт. |
21 |
1 |
Детский музыкальный театр. Тест. |
М.Коваль «Волк и семеро козлят». |
Сольное пение, оперные голоса. |
В концертном зале |
22 |
1 |
Симфоническая сказка. Симфонический оркестр. |
С.С.Прокофьев «Петя и волк». |
Инструменты симфонического оркестра, тембры инструментов. |
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др. Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках. Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью. Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
23 |
1 |
«Звучит нестареющий Моцарт» Симфония №40. |
В.А.Моцарт Симфония №40 1 часть. |
Симфония, контраст. |
24 |
1 |
Картинки с выставки. Музыкальные впечатления. Тест. |
М.П.Мусоргский «Картинки с выставки». |
Музыкальная выразительность и изобразительность. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» |
25 |
2 |
Музыкальные инструменты. Орган. |
И.С.Бах «Токката и фуга», «Ария». |
Устройство органа, многоголосие. |
Понимать триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкальнопоэтического творчества. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства. Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта. |
26 |
1 |
Все в движении. |
М.Глинка «Попутная песня»Г.Свиридов «Тройка». |
Выразительность и изобразительность, темп. |
27 |
1 |
Мажор и минор. Музыкальная викторина. |
Г.Свиридов «Осень», М. Глинка «Жаворонок». |
Лад, тональность до мажор и до минор, строение мажорной и минорной гаммы. |
28 |
2 |
Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Тест. |
Произведения П.Чайковского и С.Прокофьева. |
Сравнительный анализ творчества композиторов. |
|
|
3 класс
№ |
Часы |
Тема урока |
Музыкальный материал |
Основные понятия |
Характеристика деятельности учащихся |
Россия – Родина моя |
1 |
2 |
Мелодия – душа музыки. |
П.И.Чайковский Симфония №4. |
Мелодия, аккомпанемент. |
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.). Петь мелодии с ориентаций на нотную запись. Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи. Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров. Выполнять творческие задания из рабочей тетради. |
2 |
2 |
Красота России в музыке. |
П.Чайковский «Благословляю вас, леса»Н. Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье». |
Творчество композиторов. |
3 |
1 |
Виват, Россия! |
Русские народные песни «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!». |
Патриотизм в музыке, средства музыкальной выразительности. |
4 |
1 |
Кантата «Александр Невский». |
С.Прокофьев «Александр Невский». |
История создания музыкального произведения. |
5 |
2 |
Опера «Иван Сусанин». Тест. |
М.Глинка «Иван Сусанин». |
История создания музыкального произведения |
День, полный событий |
6 |
1 |
Развитие музыки – отражение жизни. |
Э.Григ «Утро», «Заход солнца». |
Понятие о строении музыки, форма. |
Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения. Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении. Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии. Разрабатывать сценарии отдельных сочиненийпрограммного характера, разрывать их и исполнять во время досуга. |
7 |
2 |
Портрет в музыке. |
С.Прокофьев «Болтунья», С. Прокофьев «Джульетта-девочка». |
Средства выразительности и изобразительности музыки. |
8 |
1 |
Музыкальные формы. |
В.А. Моцарт Рондо в турецком стиле, П.И.Чайковский «детский альбом». |
Трехчастная форма, форма Рондо. |
О России петь – что стремиться в храм |
9 |
1 |
Богородице Дево, радуйся! |
С.Рахманинов «Всенощное бдение». |
Духовная музыка. Одночастная форма. |
Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись). Определять обратный строй музыки с помощью «словаря эмоций». Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты. Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
10 |
1 |
Песнь материнства. Тест. |
Тропарь иконе Божьей Матери, Ф.Шуберт «Аве Мария», В. Гаврилин «Мама». |
Духовная и светская музыка, эмоциональное содержание музыки. |
11 |
2 |
Святые земли Русской. Музыкальная викторина. |
Баллада о князе Владимире, Величание князю Владимиру. |
Жанр баллады. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
12 |
1 |
Гусли на старинный лад. |
Н.Римский-Корсаков «Садко». |
Русские народные инструменты. |
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества. Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Принимать участие в традиционных праздниках народов России. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
13 |
1 |
Певцы русской старины. |
М.Глинка «Руслан и Людмила» песни Бояна, Н.Римский-Корсаков «Садко». |
Жанр оперы-сказки. |
14 |
1 |
Масленица. |
Н.Римский-Корсаков «Снегурочка», Веснянки. |
Жанр оперы-сказки. |
В музыкальном театре |
15 |
1 |
Опера «Руслан и Людмила». |
М.Глинка «Руслан и Людмила». |
История создания музыкального произведения. |
Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля. Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.) Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету. Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи. Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах. Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов. |
16 |
1 |
Опера «Орфей и Эвридика». |
К.Глюк «Орфей и Эвридика». |
История создания музыкального произведения. |
17 |
1 |
Опера «Снегурочка». |
Н.Римский-Корсаков «Снегурочка». |
История создания музыкального произведения. |
18 |
1 |
В мире балета. |
П.Чайковский «Спящая красавица». |
Особенности и история балета. |
19 |
1 |
В современных ритмах. Мюзикл. Мини-проект «Озвучка». |
Р.Роджерс «Звуки музыки»А.Рыбников «Волк и семеро козлят на новый лад». |
Мюзикл. |
В концертном зале |
20 |
1 |
Музыкальное состязание. Концерт. |
П.Чайковский Концерт №1. |
Концерт, главная партия, соло. |
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов. Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Узнавать тембры музыкальных инструментов. Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей |
21 |
1 |
Музыкальные инструменты (духовые). Тест. |
И.С. Бах «Шутка», К.Глюк «Мелодия». |
Виды духовых инструментов. |
22 |
1 |
Музыкальные инструменты (струнные). |
П.Чайковский «Мелодия», Н. Паганини «Каприс №24». |
Струнная группа. |
23 |
1 |
Сюита «Пер Гюнт». |
Э.Григ сюита «Пер Гюнт». |
Жанр сюиты, струнные инструменты. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» |
24 |
1 |
Звуки джаза. Концерт. |
Дж.Гершвин «Острый ритм», «Порги и Бесс». |
Особенности джазовой музыки, история джаза. |
Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты. Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.Различать характерные черты языка современной музыки. Определить принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру. Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания. Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
25 |
1 |
Мир Прокофьева. |
С Прокофьев. |
Знакомство с творчеством композитора, творческий почерк. |
26 |
1 |
Песни Великой Победы. |
Я.Френкель «Журавли», «Катюша». |
Тема войны в искусстве, влияние музыки на человека. |
27 |
1 |
Певцы родной природы. |
Г.Свиридов музыка к повести «Метель», «Снег идет». |
Народные интонации в композиторской музыке. |
28 |
1 |
Мастерство композитора и исполнителя. Тест. |
Н.н.п. «Музыканты», Я.Дубравин «Всюду музыка живет». |
Связь композитора, исполнителя, слушателя. Индивидуальный исполнительский стиль. |
29 |
1 |
Заключительный урок-концерт. Муз.викторина. |
4 класс
№ |
Часы |
Тема урока |
Музыкальный материал |
Основные понятия |
Характеристика деятельности учащихся |
Россия – Родина моя |
1 |
2 |
Музыка моего народа. |
Гимн РФ. |
Знакомство с музыкальными символами страны и школы. |
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека. Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании. Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки. Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России. Импровизировать на заданные тексты. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Подбирать ассоциативные ряды художественным проведениям различных видов искусства. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. |
1 |
2 |
Протяжно-лирические песни. |
Русские народные песни «Вниз по матушке по Волге», «Тонкая рябина». |
Знакомство с протяжными-лирическими песнями, отличительными чертами жанра. |
3 |
1 |
Плясовые песни. |
Русские народные песни «Светит месяц», «Ах вы, сени!». |
Знакомство с плясовыми песнями, отличительными чертами жанра. |
4 |
1 |
Частушки. Проект «Сборник частушек о школе». |
Саратовские частушки. |
Знакомство с частушками, отличительными чертами жанра. |
«О России петь – что стремиться в храм» |
5 |
2 |
Былины. |
«Былина о Добрыне» в обработке Н.А.Римского-Корсакова;«Богатырская» симфония А.П.Бородина.Опера-былина «Садко» Н.А.Римского-Корсакова. |
Знакомство с жанром былины, отличительными чертами жанра. |
Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры. Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов. Сочинять мелодии на поэтические тексты. Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пенни и разного рода импровизациях. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
6 |
1 |
Исторические песни. Тест. |
Русские народные песни «Тишина», «Ермак», «Как за речкою, да за Дарьею». |
Знакомство с историческими песнями, особенностями жанра. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» |
7 |
2 |
Обрядовые песни. |
Русские народные песни «Как на речке, на лужочке», «Земелюшка-чернозем». |
Знакомство с обрядовыми песнями, отличительными чертами жанра. |
Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров. Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников. Исследовать историю создания музыкальных инструментов.Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты. Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения. Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений. |
8 |
1 |
Свадебные обрядовые песни. |
Русские народные песни «Виноград в саду цветет», «Ты ль, река моя, реченька». |
Знакомство со сведебными обрядовыми песнями, отличительными чертами жанра. |
9 |
1 |
Солдатские песни. |
Русская народная песни «Солдатушки», Современная русская народная песня «Шел ленинградский паренек». |
Знакомство с солдатскими песнями, отличительными чертами жанра. |
Музыка ближнего и дальнего зарубежья |
10 |
1 |
Музыка Белоруссии. |
<Белорусские народные песни «Сел комарик на дубочек», «Бульба». |
Знакомство с музыкальной культурой страны, белорусской народной музыкой. |
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки зарубежных композиторов.Понимать особенности построения (формы) музыкальных произведений. Распознавать их художественный смысл. Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.). Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей. |
11 |
1 |
Музыка Украины. Музыкальная викторина. Тест. |
Украинские народные песни «Веселые гуси», «Веснянка», «Журавель». |
Знакомство с музыкальной культурой страны,украинской народной музыкой.. |
12 |
1 |
Музыка народов Закавказья. |
Грузинская народная песня «Светлячок»; Гусейнли «Цыплята», Г.н.танец «Лезгинка». |
Знакомство с музыкальной культурой стран Закавказья. |
13 |
1 |
Музыка Прибалтики. |
Л.н.п. «Вей, ветерок», Э.н.п. «Хор нашего Яна», Р.Паулс «Кашалотик», «Золотая свадьба». |
Знакомство с музыкальной культурой стран Прибалтики. |
14 |
1 |
Музыка Чехии. |
Чешские народные песни «Полька», «Пастух», «Вот волынки заиграли». |
Знакомство с музыкальной культурой страны, чешской народной музыкой. |
15 |
1 |
Музыка Польши. |
Польские народные песни «Жаворонок», «Висла»,Ф.Шопен «Вальс»;Огинский «Полонез». |
Знакомство с музыкальной культурой страны,польской народной музыкой.. |
16 |
1 |
Музыка Болгарии. |
Болгарская народная песни «Посадил я полынь», «Путьв горах», «Эхо». |
Знакомство с музыкальной культурой страны, болгарской народной музыкой.. |
17 |
1 |
Немецкая музыка. |
Музыка И.С.Баха, Л.Бетховена. |
Знакомство с отличительнымичертами народной и композиторской музыки разных стран, совершенствование умения анализировать музыкальное произведение и средства музыкальной выразительности. Знакомство с творчеством композиторов разных стран. |
18 |
1 |
Музыка Австрии. |
Музыка В.А.Моцарта. |
19 |
1 |
Музыка Польши. |
Польская народная песня «Жаворонок»; Ф.Шопен «Этюд». |
20 |
1 |
Музыка Норвегии. |
Норвежская народная песня «Камертон»; музыка Э.Грига.. |
21 |
1 |
Музыка Венгрии. Тест. |
З.Кодай «Чардаш»; Ф.Лист «Венгерская рапсодия №2». |
22 |
1 |
Музыка Италии. |
Итальянская народная песня «Санта Лючия»; А.Вивальди «Времена года».. |
23 |
1 |
Музыка Франции. |
Французская народная песня «Са ира»; песни Д.Дассена и др.. |
24 |
1 |
Музыка Испании. |
Испанская гитара, Ж.Бизе опера «Кармен» (Хабанера). |
25 |
1 |
Музыка США. |
Американская народная песня «Маленький Джо», Дж.Гершвин опера «Порги и Бесс». |
26 |
1 |
Музыка Японии. |
Японская народная песня «Вишня», Д.Б.Кабалевский «Вариации на японскою народную тему.. |
27 |
1 |
Музыка Индии. |
Музыка из кинофильмов. |
28 |
1 |
Музыка Англии. |
«Битлз», Лондонский симфонический оркестр. |
29 |
2 |
Между музыкой моего народа и музыкой других стран нет непереходимых границ. Тест, музыкальная викторина.. |
Повторение пройденного материала. |
Закрепление полученных знаний и навыков. |
|
|
|