Из опыта работы над проектом «Школьный театр»
Работа в режиме творческой группы – одна из самых продуктивных форм повышения квалификации педагогов. Конечно, творческую группу нельзя создать по приказу, в нее входят те, кому интересно вместе. Администрация может только стимулировать создание таких групп, тем более что их работа может стать достоянием всего коллектива.
Средняя школа №1 г.Владимира с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла работает в рамках концепции художественного образования утвержденной министром образования В. М. Филипповым и министром культуры М.Е. Швыдко, которая опирается на основополагающий государственный документ «Национальную доктрину образования в Российской Федерации». Концепция устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция отражает волю государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства.
Школа осуществляет образовательную деятельность на основании общеобразовательных и авторских программ в соответствии с Уставом школы и лицензией на право ведения общеобразовательной деятельности.
Средняя общеобразовательная школа № 1 г.Владимира с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла - старейшая школа Владимирской области.
В школу принимаются дети без специального отбора, независимо от уровня развития и способностей. Задачей школы является развитие учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, достижение образовательного стандарта в образовании, формирование человека высоконравственного, способного к самообразованию и творчеству.
Образовательная область «Искусство» в учебном плане представлена следующим предметами:
- музыка;
- изобразительное искусство;
- хореография;
- театр.
Нужно отметить, что ни одно из искусств никогда не выступает для ребенка отдельно от другого и от жизни в целом, образующей культуру общества.
Маленький человек, входящий в жизнь, застает естественное и культурное пространство в их настоящем виде: окружающий пейзаж, родную природу, обстановку жилища, характерные цвета, звуки, общество людей и т.д.. Однако, на уроках искусства в школе, он знакомится с различными способами художественной деятельности в отрыве друг от друга.
Отсюда вытекает главное противоречие педагогической деятельности учителей художественно-эстетического цикла: все виды художественной деятельности у ребенка связаны, но технологически, в условиях общеобразовательной школы, он осваивает каждое искусство в отдельности.
На наш взгляд, интегрированное преподавание искусства эффективнее, чем изолированная работа по одному из них, тем более в условиях модернизации системы образования, когдавозможности художественно-эстетического образования детей, предоставляемые учебным планом и программой, неправомерно ограничены.
В 2002 году на заседании методического объединения учителей художественно-эстетического цикла были высказаны предложения о создании творческой группы в целях профессионального общения по данной теме.
Учителями, вошедшими в состав творческой группы, был выработан перспектавный план работы над проблемой:
- Изучение методической, теоретической, философской литературы по теме «Интеграция предметов художественно-эстетического цикла»;
- Определение формы работы над темой;
- Привлечение учащихся к активной деятельности;
- Совместная работа учителей и учащихся над проблемой в рамках выбранной формы;
- Результативность работы;
- Подведение итогов.
В настоящее время отечественные учителя успешно разрабатывают и внедряют концепции, эстетические блоки, спецкурсы, программы и сценарии уроков, основанные на интеграции. Их инновационные разработки направлены на решение проблем развития, обучения и воспитания творческой личности в едином интегрированном пространстве.
С целью знакомства с теоретической, философской, методической литературой, в учебные планы предметов художественно-эстетического цикла были включены интегрированные уроки и учителя, входящие в состав творческой группы, уже несколько лет работают над единой темой по самообразованию: «Интеграция предметов художественно-эстетического цикла как средство воспитания творческой личности».
Так как группа является творческой, значит результатом ее деятельности может быть не только обмен опытом учителей, но и некий новый продукт (учебная программа, разработки уроков, пособий, дидиктический материал ит.д.).
С 2002 учебного года в формате школы, благодаря усилиям творческой группы учителей художественно-эстетического цикла, реализуется проект «Школьный театр». Цель проекта – творческое развитие личности на основе приоритетов художественного образования и интеграции искусств. В рамках этого проекта все предметы образовательной области «Искусство» создают единое пространство итогового результата, всесторонне используя творческий потенциал учащихся.
Сегодня вряд ли нужно кому-то доказывать необходимость наличия в школе театрального коллектива, урока театра, его воспитательное, образовательное и социальное влияние на каждого ученика: развитие воображения, памяти, внимания, осознание необходимости участия каждого и всех в общем деле; игра как естественная форма существования ребенка, возможность примеривания на себя различных ролей. Театр, а особенно такой его жанр, как музыкальный театр, является средоточием интеграции предметов гуманитарного цикла: музыки, литературы, танца, изобразительного искусства, истории. П.Блонский, Н.Бунаков, Я.Коменский, А.Макаренко, В.Сухомлинский, С.Шацкий и др. использовали театр как средство воспитания подрастающего поколения. Западноевропейские гуманистические воспитательные системы ХХ века (Г.Винеккен, Я.Корчак, А.Нейлл, С.Френе и др.) подчеркивали природосообразность детской театральной деятельности.
Цели и задачи проекта:
- приобщение детей и подростков к театральному искусству;
- активизация любительского театрального творчества;
- повышение творческого уровня театральных коллективов;
- развитие всех жанров и видов самодеятельного театрального искусства;
- повышение уровня воспитательной работы в школьных театрах;
- укрепление творческих связей между школьными театрами;
- пропаганда малых форм театра;
- расширение творческих связей;
- обмен новыми идеями в театрально – образовательном процессе;
- повышение профессионального уровня руководителей школьных театров;
- увеличение классов художественно – эстетического цикла в школах города.
Краткое содержание проекта:
- проведение фестивалей, смотров – конкурсов школьных театральных коллективов.
- организация и проведение театральных праздников и представлений, конкурсов театральных знатоков, игры «Театрон»;
- обмен спектаклями между школьными театральными коллективами;
- встречи с театральными деятелями и работниками искусства;
- проведение мастер – классов, семинаров, круглых столов для руководителей школьных театров;
- организация школьных клубов любителей театрального искусства;
- повышение квалификации руководителей школьных театров;
- оказание методической помощи руководителям школьных театров;
- организация профильных театральных отрядов и смен.
Ожидаемые результаты:
- широкое внедрение театрального искусства в школах как фактора совершенствования творческого потенциала детей и юношества;
- творческое развитие личности на основе приоритетов художественного образования, формирование общей культуры, миропонимания и мироощущения, эмоционально – ценностного отношения к миру и самому себе;
- создание эстетически развитой аудитории зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;
- сохранение и передача традиций в области театрального искусства;
- повышение профессиональной компетенции руководителей школьных театральных коллективов;
- выявление одаренных детей, создание условий для их развития;
- создание городского объединения руководителей школьных театральных коллективов.
Презентация проект «Школьный театр» - скачать.
Результаты реализации проекта:
Врамках работы над проектом были осуществлены следующие постановки:
- - 2002 – 2003 – спектакль по пьесе В. Шекспира «Ромео и Джульетта» - «Что есть любовь?», Диплом 1 степени городского конкурса «Волшебный занавес», диплом областного конкурса «Театр, где играют дети»;
Режиссер: Савосько С.Е.
Художник: Даллакян Н.Р.
Музыкальное оформление: Бывшева Н.В.
- 2003 – 2004 – спектакль «Чтобы нам мужчиной быть надо в армии служить», Диплом 1 степени городского конкурса «Волшебный занавес» , прокат спектакля в ОДРИ, ДК молодежи, областной дворец культуры;
Режиссер: Соков П.М.
Художник: Даллакян Н.Р.
Музыкальное оформление: Бывшева Н.В.
- 2004 – 2005 – подготовка спектакля - мюзикла «Бременские музыканты»; разучивание музыкальных партий исполнителей, постановка спектакля «Незнайка в солнечном городке»; Диплом 1 степени городского конкурса «Волшебный занавес».
Режиссер: Савосько С.Е.
Художники: Даллакян Н.Р., Жукова С.А.
Музыкальный режиссер: Бывшева Н.В.
Зав. музыкальной постановочной частью: Бывшева Н.В.
- 2005 – 2006 – постановка мюзикла «Бременские музыканты», новогодняя программа, защита проекта на уровне города – выступление на весенних педагогических встречах.
Режиссер: Савосько С.Е.
Художники: Даллакян Н.Р., Жукова С.А.
Музыкальный режиссер: Бывшева Н.В.
Зав. музыкальной постановочной частью: Бывшева Н.В.
- 2006 – 2007 – постановка музыкального кукольного спектакля по русской народной сказке «Репка».
Режиссер: Бывшева Н.В.
Художники: Даллакян Н.Р., Жукова С.А.
Хореограф: Пакштайтене Г.Ю.
- 2007 – 2008 - постановка театрализованного праздника юбилея книги «Золотой ключик или приключения Буратино», защита проекта на городском семинаре учителей художественного-эстетического цикла.
Режиссер: Бывшева Н.В.
Художники: Даллакян Н.Р., Жукова С.А.
Хореограф: Пакштайтене Г.Ю.
- 2008 – 2009 – постановка театрализованного фольклорного праздника «Деревенские посиделки».
Режиссер: Бывшева Н.В.
Художники: Даллакян Н.Р., Жукова С.А.
Хореограф: Пакштайтене Г.Ю.
|