Тема урока: Музыка и кукольный театр
Цель: заинтересовать и привлечь детей к постановочной деятельности.
Задачи:
- знакомство с разновидностями кукольного театра, разновидностями театральных кукол;
- развитие интереса к творческим заданиям;
- развитие образного мышления, музыкальной памяти детей.
Музыкальный репертуар: Фрагмент №1: «Весна настает»
Оборудование: Ширма, кукла-марионетка, тростевая кукла, кукла на потыках, кукла- картинка, перчаточная кукла и др.
На данном уроке дети знакомятся с различными видами театральных кукол. Лучше всего, если дети получат возможность самим поуправлять различными куклами, оценить их возможности. В крайнем случае, можно ограничиться только теми куклами, которые будут использоваться в спектакле, а другие виды представить на иллюстрациях (Приложение 4.). Разучивать музыкальные фрагменты необходимо со всем классом и только потом распределить роли. Целесообразнее выбрать два или более составов актеров, так легче подобрать замену, и весь класс будет задействован в постановке спектакля, кроме того, у детей появится возможность сравнить свою работу с работой другого актера и сделать необходимые выводы самостоятельно, без указаний учителя (метод действенного анализа).
Ход урока:
Учитель - На прошлом уроке мы узнали много интересного о театре. Ребята, а вы хотите самостоятельно поставить свой спектакль?
Дети – Да.
Учитель - Мы с вами поставим кукольный спектакль. Девочки, конечно, любят играть в куклы, а у мальчиков дома много игрушечных солдатиков и героев современных мультфильмов. Вот и на уроках музыки мы будем ставить спектакль, героями которого будут куклы. Могут ли куклы самостоятельно играть в спектакле?
Дети - Нет.
Учитель - Что же делать?
Дети - куклой должен управлять человек.
Учитель - Да. Кукольный театр появился на свет очень давно. Главная фигура в спектакле – кукла, а актера, который ей управляет, называют кукловодом. Во время спектакля актера-кукловода не видно, но от него многое зависит: то, что кукла говорит, с какой интонацией, то, как она двигается, похожа она на живую или нет и т.д. Для кукольного представления нужна ширма, для того чтобы скрыть актера, и все внимание было направлено только на куклу. Ее изготавливают, как и кукол, в мастерской. То какая ширма используется в спектакле, зависит от разновидностей кукол. Мы видим некоторые из них. Все эти куклы по-разному приводятся в движение, а каким способом, я думаю, что вы догадаетесь сами. Мы разделимся на 5 групп, заданием каждой группы будет привести в движение куклу.
Дети распределяются, дается время на общение детей с куклами. После этого каждая группа демонстрирует «ожившую» куклу, учитель дает пояснения всему классу, или дети сами рассказывают, как привели куклу в движение.
1-я группа.
Учитель - Эти куклы называются «Марионетки». Куклы этого типа управляются множеством нитей. Нити прикреплены к голове, спине, рукам и ногам куклы, поэтому она очень подвижна. Она умеет бегать прыгать и даже стоять на голове или ходить на руках. Актер держит в руках специальное устройство, к которому сведены все нити.
2-я группа.
Учитель - Это тростевые куклы. Тростевые куклы родились на острове Ява в Индонезии, были популярны в Китае, Японии. Эти куклы играют на ширме. Трости-палочки крепятся к кистям рук и голове куклы. Иногда, когда кукла должна выполнять в спектакле сложные движения, к ней прикрепляют много тростей и управлять такой куклой под силу нескольким актерам.
3-я группа.
Учитель - Это кукла на потыках. Куклы на потыках появились в Европе. Это всего лишь деревянная фигура на одной палочке. Она способна только перемещаться по ширме.
4-я группа.
Учитель - Это куклы-картинки. Это самые простые куклы, нарисованные и вырезанные из плотного картона, к которым прикреплено специальное устройство, чтобы кукла держалась вертикально.
5-я группа
Учитель - Это перчаточная кукла. Эти куклы надеваются на руку, как перчатка. Указательный палец управляет головой, а большой и средний пальцы – руками куклы. Перчаточная кукла может делать много движений.
Учитель - Мы увидели самые распространенные куклы. На самом деле их множество. Сегодня мы начнем работу над кукольным спектаклем по русской народной сказке «Репка», в котором будут использоваться самые популярные – перчаточные куклы. Наш кукольный спектакль будет еще и музыкальным, а это значит, что наши куклы должны не только двигаться и разговаривать, но еще петь и танцевать.
Все вы, конечно же, помните сказку «Репка», назовите всех героев.
Дети - Дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка.
Учитель - Как начинается сказка?
Дети - Посадил дед репку…
Учитель берет куклу (дед) и исполняет первую песню спектакля «Весна настает» «озвучивая» и «оживляя» персонажа. (песня исполняется под фонограмму)
Учитель - Как настоящим артистам театра, перед пением нам нужно сделать упражнения.
Дыхательная гимнастика
Упражнение №1.
Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить упражнение 2 – 3 раза.
Упражнение №2.
Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 - 3 раза.
Упражнение №3.
Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 - 3 раза.
Упражнение №4.
Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 - 3 раза.
Артикуляционная гимнастика
Упражнение №1.
«Футбол»: при закрытом рте языком натягиваем по очереди щеки.
Упражнение №2.
Натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, затем нижнюю – на нижние, и по очереди.
Упражнение №3
Вытягиваем губы вперед «в трубочку» и, затем, растягиваем в широкой улыбке.
Распевание:
- «Лесенка» («вот иду я вверх, вот иду я вниз» - поступенное движение вверх и вниз).
- «Солнышко» («солнышко встает» - по звукам Б35 вверх и вниз).
Учитель – После такой разминки мы готовы к пению.
Разучивание песни по фразам.
Завершение урока
В конце урока дети встают в круг.
Учитель - Что нового узнали на уроке? Чем запомнился урок? и т.д.
Дети - …….
Учитель - Какая самая лучшая награда для артиста?
Дети - Аплодисменты зрителей.
Учитель - Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.
|