Тема урока: Движение и голос кукольного персонажа.
Цель: формирование навыков работы с театральной куклой и управления голосом.
Задачи:
- отработка и закрепление разнообразных способов управления театральной куклой, работа над интонацией;
- формирование бережного отношения к театральной кукле;
- развитие образного мышления и воображения детей.
Музыкальный репертуар: финальный музыкальный фрагмент, разнохарактерные музыкальные фрагменты (по выбору учителя).
Оборудование: перчаточные куклы, клубки ниток.
На данном уроке большое внимание уделяется работе с театральной куклой. Упражнениям с куклой предшествуют пальчиковая гимнастика и «оживление» руки (методика Т. Кузнецовой).
Ход урока:
Учитель - Сегодня мы продолжаем работу над постановкой кукольного спектакля.
Дыхательная гимнастика
Упражнение №1.
Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить упражнение 2 – 3 раза.
Упражнение №2.
Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 - 3 раза.
Упражнение №3.
Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 - 3 раза.
Упражнение №4.
Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 - 3 раза.
Артикуляционная гимнастика
Упражнение №1.
«Футбол»: при закрытом рте языком натягиваем по очереди щеки.
Упражнение №2.
Натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, затем нижнюю – на нижние, и по очереди.
Упражнение №3
Вытягиваем губы вперед «в трубочку» и, затем, растягиваем в широкой улыбке.
Распевание:
- «Лесенка» («вот иду я вверх, вот иду я вниз» - поступенное движение вверх и вниз).
- «Солнышко» («солнышко встает» - по звукам Б35 вверх и вниз).
Учитель – После такой разминки мы готовы к пению.
Разучивание финального музыкального фрагмента по фразам.
Учитель - Ребята, что важно уметь актеру-кукловоду?
Дети - Нужно научиться «озвучивать» и «оживлять» куклу.
Учитель - Сегодня мы научимся правильно приводить театральную куклу в движение. Какие театральные куклы мы используем для постановки спектакля по сказке «Репка»?
Дети - Перчаточные куклы.
Учитель - Как приводятся в движение эти куклы?
Дети - С помощью рук (надеваются на руку как перчатки).
Учитель - Для начала все вместе сделаем зарядку для наших рук.
Пальчиковая гимнастика
Упражнение №1
Попеременно соприкасаются кончики указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца с кончиком большого. Упражнение выполняется под подвижную музыку, пальцы меняются на сильную долю.
Упражнение №2
Кисть сжимается в кулак и резко разжимается.
Упражнение №3
Руки лежат на парте, соприкасаясь с ней только кончиками пальцев. Постучать пальцами по парте.
«Оживление» руки
Дети делятся на 3 команды. Каждой команде дается задание – показать героя руками. Дети из других команд должны отгадать, кого изображают.
1-я команда: рука-птица.
2-я команда: рука-паук.
3-я команда: рука-человечек.
После игры со всеми детьми попробовать показать руками и птицу и паука и человечка. Каждому персонажу нужно подобрать музыку (птице – лирическую, пауку – зловещую, мрачную, человечку – веселую, задорную).
Игра «Узнай героя»
Учитель исполняет (или включает запись на магнитофоне) музыкальные фрагменты, подобранные героям. Дети должны узнать героя и изобразить его руками.
Работа с куклой.
Для работы выбирается сцена сбора урожая.
Вызывается 1-й состав. Каждому ребенку предлагается прочитать слова своего героя, а потом придумать и осуществить движения куклы на данный текст, например:
Дедка - Наступило время урожая (дедка выходит в огород), выросла репка большая-большая (дедка разводит руки в стороны, показывая величину репки). Ой, какая репка, в земле растет крепко (берется за репку, пробует ее вытащить). Мне одному не совладать, надо на помощь Бабку позвать (поворачивается в сторону дома, зовет рукой Бабку).
Бабка - Бегу-бегу, сейчас я тебе помогу (Бабка бежит к Дедке). Раз, два взяли (Бабка держится за Дедку, вытягивают репку) и т.д. со всеми героями.
После того, как все герои будут приведены в движение можно соединить сцену сбора урожая с финальной песней. Следующим составам будет намного легче поставить данную сцену, хотя дети могут придумать свои движения своим персонажам.
Завершение урока
В конце урока дети встают в круг.
Учитель - Что нового узнали на уроке? Чем запомнился урок? и т.д.
Дети - …….
Учитель - Какая самая лучшая награда для артиста?
Дети - Аплодисменты зрителей.
Учитель - Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.
|