Воспитание творческой личности является приоритетной задачей современного, в том числе и художественного, образования. Поиск инновационных методов обучения, развивающих творческий потенциал растущего человека, является содержанием многочисленных педагогических исследований. С разработкой этой проблемы мы встречаемся и в трудах Д.Б.Кабалевского, считавшего, что уроки эстетического цикла «…в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, то есть вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то свое, новое, лучшее… Все эти качества, выработке которых очень способствуют занятия искусством, окажут свое положительное влияние не только на все другие занятия школьников, но и на их будущую деятельность, в какой бы области она не протекала». Решение данной проблемы возможно при создании гибкой интегрированной общеобразовательной системы, успешно развивающей творческий стиль мышления, умение анализировать проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, прогнозировать и обобщать информацию. Создание такой системы, формирующей у ученика целостное восприятие картины мира – главная цель большинства инновационных технологий.
В практических разработках российских учителей отражена мысль, высказанная Я.А.Коменским еще в ХУП веке: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в той же связи». Действительно, понимание необходимости создания единого интегрированного общеобразовательного пространства, родилось не сегодня. В основе его – вековая мечта прогрессивных педагогов объединить основные знания ребенка по каждому предмету в целостную картину мира, научить его видеть глубинную взаимосвязь всех жизненных явлений, понимать логику процессов развития современного общества.
В вопросах обучения cама природа школьных образовательных предметов, предполагающая синтез наук и искусств, способствует поиску гармонии в преподавании. Большинство учителей, работая «под сенью дружных муз», на своем опыте убедились, что успешное усвоение новой учебной информации невозможно без умения теоретически обобщать и систематизировать знания. Из практического опыта учителей определяется центральное направление интегрированного обучения: оно отражает важнейшую концептуальную идею современной педагогики – целостное восприятие и познание закономерностей мира, позволяющее школьнику мыслить на духовном, планетарном, космическом уровне.
Интеграция искусств – перспективный и даже необходимый подход в современной педагогике.
Все виды искусства взаимно обогащают друг друга, существуют во взаимной связи и каждым из них дополняются остальные. Все вместе они несут в себе всю полноту художественного сознания эпохи и способны многократно отражать жизнь в ее сложных процессах. Именно поэтому в истории искусства всегда наблюдалось как сохранение видовых характеристик отдельных искусств, так и их взаимовлияние, взаимообогащение.
Музыка является самостоятельным, специфическим искусством. Однако она не существует в изолированном пространстве, а проникает во многие сферы других искусств. Каждое искусство, обладая свойственными ему выразительными особенностями (средствами), имеет право на самовыражение, стремится к полноте своего высказывания. Иногда такая полнота достигается при помощи выразительных средств другого вида искусства. Когда мы вырабатываем целостное ощущение элементов содержания и формы в искусстве, мы способствуем формированию навыков культуры восприятия искусства у детей в целом независимо от деления на виды и жанры.
Моя педагогическая деятельность – это лишь первые шаги в попытке помочь школьникам целостно воспринимать мир искусства, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.
|