Интеграция искусств направлена на развитие творческих качеств личности. Эти качества очень актуальны в современных условиях рынка труда. В течении четырех лет проводилось исследование влияния интеграции искусств на развитие творческих способностей учащихся. Первичная диагностика проводилась в 5 - х классах в контрольной (5«Б») и экспериментальной (5«А») группах. Повторная диагностика в обеих группах проводилась в 9 классе. Диагностические исследования проводились по методике Поля Торренса «Краткий тест творческого мышления».
Тест П. Торренса использовался с целью оценки эффективности интегрированных программ (по предметам «Изобразительное искусство» и «Театр») и способов обучения построенных на взаимодействии искусств. Тест отражает различные проявления креативности в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей.
Показатель креативности оценивается по следующим критериям:
- показатель беглости – отражает способность к порождению большого количества идей, выраженных в словесной форме и в рисунках;
- показатель гибкости – оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем;
- показатель оригинальности характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных;
- показатель разработанности. Детализации идей используется для оценки только фигурных тестов, высокие значения показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью.
Результаты первичного обследования учащихся 5«Б» класса средней общеобразовательной школы № 1 г. Владимира с углубленным изучением предметов художественно–эстетического цикла.
Контрольная группа (5«Б» класс)
Краткий тест творческого мышления (Торренс)
№ п.п.
|
Ф.И. учащегося
|
Класс
|
Беглость
|
Гибкость
|
Оригинальность
|
Разработанность
|
п.о.
|
т
|
п.о.
|
т
|
Норма
|
10.9 : 7.3
|
9.3 : 5.5
|
13.2 : 6
|
60 : 40
|
49.2 : 14. 4
|
60 : 40
|
1
|
Асоян Наре
|
5«Б»
|
9
|
7
|
7
|
25
|
24
|
35
|
2
|
Буянова Юля
|
5«Б»
|
10
|
10
|
10
|
50
|
23
|
35
|
3
|
Бритова Анжела
|
5«Б»
|
8
|
6
|
8
|
45
|
31
|
55
|
4
|
Воскобойник Алина
|
5«Б»
|
10
|
4
|
11
|
55
|
58
|
60
|
5
|
Горбунов Владислав
|
5«Б»
|
8
|
6
|
8
|
45
|
31
|
55
|
6
|
Гришина Наталья
|
5«Б»
|
9
|
9
|
6
|
45
|
62
|
65
|
7
|
Давыдова Татьяна
|
5«Б»
|
10
|
8
|
9
|
50
|
29
|
40
|
8
|
Долгова Юля
|
5«Б»
|
10
|
4
|
8
|
45
|
89
|
85
|
9
|
Дюжин Сергей
|
5«Б»
|
10
|
5
|
3
|
30
|
7
|
25
|
10
|
Карпов Илья
|
5«Б»
|
10
|
10
|
9
|
50
|
30
|
50
|
11
|
Королева Майя
|
5«Б»
|
10
|
7
|
8
|
45
|
112
|
100
|
12
|
Козлова Марина
|
5«Б»
|
10
|
10
|
10
|
55
|
26
|
50
|
13
|
Киселева Александра
|
5«Б»
|
10
|
6
|
9
|
50
|
28
|
50
|
14
|
Лобанов Евгений
|
5«Б»
|
10
|
6
|
7
|
45
|
28
|
50
|
15
|
Любимова Елизавета
|
5«Б»
|
7
|
7
|
3
|
30
|
76
|
75
|
16
|
Никологорская Саша
|
5«Б»
|
10
|
8
|
9
|
50
|
49
|
50
|
17
|
Парфенов Антон
|
5«Б»
|
10
|
6
|
5
|
35
|
22
|
45
|
18
|
Петров Михаил
|
5«Б»
|
10
|
8
|
9
|
50
|
34
|
65
|
19
|
Ручий Михаил
|
5«Б»
|
8
|
5
|
5
|
40
|
32
|
60
|
20
|
Субботин Роман
|
5«Б»
|
10
|
6
|
9
|
50
|
21
|
45
|
21
|
Титова Дарья
|
5«Б»
|
10
|
4
|
9
|
50
|
19
|
30
|
22
|
Толстов Андрей
|
5«Б»
|
10
|
6
|
8
|
45
|
40
|
50
|
23
|
Черемисинов Сергей
|
5«Б»
|
10
|
8
|
11
|
50
|
16
|
30
|
24
|
Шишкин Дмитрий
|
5«Б»
|
10
|
10
|
9
|
50
|
20
|
35
|
Состояние
|
Беглость
|
Гибкость
|
Оригинальность
|
Разработанность
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
Выше нормы
|
-
|
-
|
6
|
25,0
|
-
|
-
|
7
|
29,0
|
Норма
|
23
|
95,8
|
14
|
58,3
|
20
|
83,0
|
16
|
66,8
|
Ниже нормы
|
1
|
4,2
|
4
|
16,7
|
4
|
17,0
|
1
|
4,2
|
Результаты обследования учащихся 5«А» класса средней общеобразовательной школы № 1 г. Владимира с углубленным изучением предметов художественно–эстетического цикла.
Экспериментальная группа (5«А» класс)
Краткий тест творческого мышления (Торренс)
№ п.п.
|
Ф.И. учащегося
|
Класс
|
Беглость
|
Гибкость
|
Оригинальность
|
Разработанность
|
п.о.
|
т
|
п.о.
|
т
|
Норма
|
10.9 : 7.3
|
9.3 : 5.5
|
13.2 : 6
|
60 : 40
|
49.2 : 14. 4
|
60 : 40
|
1
|
Акопян Сильва
|
5«А»
|
10
|
4
|
9
|
50
|
19
|
30
|
2
|
Байдакова Екатерина
|
5«А»
|
10
|
8
|
11
|
50
|
16
|
30
|
3
|
Бахирев Роман
|
5«А»
|
8
|
5
|
5
|
40
|
32
|
60
|
4
|
Гаврилова Елизавета
|
5«А»
|
8
|
6
|
8
|
45
|
31
|
55
|
5
|
Гребенюк Екатерина
|
5«А»
|
10
|
8
|
11
|
50
|
16
|
30
|
6
|
Золотухина Юлия
|
5«А»
|
10
|
6
|
5
|
35
|
22
|
45
|
7
|
Курочкина Ирина
|
5«А»
|
10
|
8
|
9
|
50
|
34
|
65
|
8
|
Леготин Роман
|
5«А»
|
8
|
5
|
5
|
40
|
32
|
60
|
9
|
Логинова Светлана
|
5«А»
|
10
|
10
|
9
|
50
|
30
|
50
|
10
|
Низовцева Евгения
|
5«А»
|
10
|
7
|
8
|
45
|
67
|
100
|
11
|
Рыжов Роман
|
5«А»
|
9
|
7
|
2
|
25
|
24
|
35
|
12
|
Скворцова Полина
|
5«А»
|
9
|
9
|
6
|
45
|
62
|
65
|
13
|
Сушина Анна
|
5«А»
|
10
|
10
|
9
|
50
|
30
|
50
|
14
|
Чибисов Александр
|
5«А»
|
10
|
6
|
5
|
35
|
22
|
45
|
15
|
Шапорина Анастасия
|
5«А»
|
8
|
6
|
8
|
45
|
31
|
55
|
16
|
Шушкина Ирина
|
5«А»
|
10
|
6
|
9
|
50
|
28
|
50
|
Состояние
|
Беглость
|
Гибкость
|
Оригинальность
|
Разработанность
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
Выше нормы
|
-
|
-
|
6
|
38,0
|
-
|
-
|
7
|
43,0
|
Норма
|
15
|
94,0
|
6
|
38,0
|
11
|
67,0
|
8
|
59,5
|
Ниже нормы
|
1
|
6,0
|
4
|
24,0
|
4
|
23,0
|
1
|
2,5
|
Результаты повторного обследования учащихся 7«Б» класса средней общеобразовательной школы № 1 г. Владимира с углубленным изучением предметов художественно – эстетического цикла.
Контрольная группа (7«Б» класс)
Краткий тест творческого мышления (Торренс)
№ п.п.
|
Ф.И. учащегося
|
Класс
|
Беглость
|
Гибкость
|
Оригинальность
|
Разработанность
|
п.о.
|
т
|
п.о.
|
т
|
Норма
|
10.9 : 7.3
|
9.3 : 5.5
|
13.2 : 6
|
60 : 40
|
49.2 : 14. 4
|
60 : 40
|
1
|
Асоян Наре
|
9«Б»
|
9
|
8
|
3
|
30
|
29
|
45
|
2
|
Буянова Юля
|
9«Б»
|
10
|
10
|
10
|
50
|
26
|
35
|
3
|
Бритова Анжела
|
9«Б»
|
8
|
6
|
8
|
45
|
35
|
60
|
4
|
Воскобойник Алина
|
9«Б»
|
10
|
4
|
11
|
55
|
58
|
60
|
5
|
Горбунов Владислав
|
9«Б»
|
8
|
6
|
8
|
45
|
31
|
55
|
6
|
Гришина Наталья
|
9«Б»
|
9
|
9
|
6
|
45
|
62
|
65
|
7
|
Давыдова Татьяна
|
9«Б»
|
10
|
8
|
9
|
50
|
29
|
40
|
8
|
Долгова Юля
|
9«Б»
|
10
|
4
|
8
|
45
|
89
|
85
|
9
|
Дюжин Сергей
|
9«Б»
|
10
|
6
|
9
|
30
|
17
|
35
|
10
|
Карпов Илья
|
9«Б»
|
10
|
10
|
9
|
50
|
30
|
50
|
11
|
Королева Майя
|
9«Б»
|
10
|
8
|
8
|
45
|
112
|
100
|
12
|
Козлова Марина
|
9«Б»
|
10
|
10
|
10
|
55
|
26
|
50
|
13
|
Киселева Александра
|
9«Б»
|
10
|
6
|
9
|
50
|
28
|
50
|
14
|
Лобанов Евгений
|
9«Б»
|
10
|
6
|
7
|
45
|
28
|
50
|
15
|
Любимова Елизавета
|
9«Б»
|
7
|
8
|
5
|
30
|
76
|
75
|
16
|
Никологорская Саша
|
9«Б»
|
10
|
8
|
9
|
50
|
49
|
50
|
17
|
Парфенов Антон
|
9«Б»
|
10
|
6
|
5
|
35
|
22
|
45
|
18
|
Петров Михаил
|
9«Б»
|
10
|
8
|
9
|
50
|
34
|
65
|
19
|
Ручий Михаил
|
9«Б»
|
8
|
5
|
5
|
40
|
35
|
60
|
20
|
Субботин Роман
|
9«Б»
|
10
|
6
|
9
|
50
|
21
|
45
|
21
|
Титова Дарья
|
9«Б»
|
10
|
4
|
9
|
50
|
18
|
30
|
22
|
Толстов Андрей
|
9«Б»
|
10
|
6
|
8
|
45
|
18
|
50
|
23
|
Черемисинов Сергей
|
9«Б»
|
10
|
8
|
11
|
50
|
16
|
30
|
24
|
Шишкин Дмитрий
|
9«Б»
|
10
|
10
|
9
|
50
|
20
|
35
|
Состояние
|
Беглость
|
Гибкость
|
Оригинальность
|
Разработанность
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
Выше нормы
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4
|
16,0
|
3
|
13,0
|
Норма
|
23
|
95,0
|
24
|
100,0
|
18
|
75,0
|
19
|
80,0
|
Ниже нормы
|
1
|
5,0
|
-
|
-
|
2
|
9,0
|
2
|
7,0
|
Результаты повторного обследования учащихся 7«А» класса средней общеобразовательной школы № 1 г.Владимира с углубленным изучением предметов художественно–эстетического цикла.
Экспериментальная группа (7«А» класс)
Краткий тест творческого мышления (Торренс)
№ п.п.
|
Ф.И. учащегося
|
Класс
|
Беглость
|
Гибкость
|
Оригинальность
|
Разработанность
|
п.о.
|
т
|
п.о.
|
т
|
Норма
|
10.9 : 7.3
|
9.3 : 5.5
|
13.2 : 6
|
60 : 40
|
49.2 : 14. 4
|
60 : 40
|
1
|
Акопян Сильва
|
9«А»
|
10
|
7
|
14
|
60
|
34
|
65
|
2
|
Байдакова Екатерина
|
9«А»
|
10
|
8
|
11
|
50
|
16
|
30
|
3
|
Бахирев Роман
|
9«А»
|
8
|
8
|
5
|
40
|
32
|
60
|
4
|
Гаврилова Елизовета
|
9«А»
|
8
|
6
|
8
|
45
|
31
|
55
|
5
|
Гребенюк Екатерина
|
9«А»
|
10
|
8
|
11
|
50
|
16
|
30
|
6
|
Золотухина Юлия
|
9«А»
|
10
|
6
|
5
|
35
|
22
|
45
|
7
|
Курочкина Ирина
|
9«А»
|
10
|
8
|
9
|
50
|
34
|
65
|
8
|
Леготин Роман
|
9«А»
|
8
|
8
|
10
|
50
|
23
|
35
|
9
|
Логинова Светлана
|
9«А»
|
10
|
10
|
9
|
50
|
30
|
50
|
10
|
Низовцева Евгения
|
9«А»
|
10
|
7
|
8
|
45
|
67
|
100
|
11
|
Рыжов Роман
|
9«А»
|
9
|
7
|
10
|
50
|
23
|
35
|
12
|
Скворцова Полина
|
9«А»
|
9
|
9
|
10
|
50
|
23
|
35
|
13
|
Сушина Анна
|
9«А»
|
10
|
10
|
9
|
50
|
30
|
50
|
14
|
Чибисов Александр
|
9«А»
|
10
|
6
|
10
|
50
|
23
|
35
|
15
|
Шапорина Анастасия
|
9«А»
|
8
|
6
|
8
|
45
|
31
|
55
|
16
|
Шушкина Ирина
|
9«А»
|
10
|
7
|
9
|
50
|
28
|
50
|
Состояние
|
Беглость
|
Гибкость
|
Оригинальность
|
Разработанность
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
чел.
|
%
|
Выше нормы
|
5
|
32,0
|
4
|
25,0
|
4
|
25,0
|
9
|
57,0
|
Норма
|
10
|
63,0
|
10
|
63,0
|
11
|
69,0
|
7
|
43,0
|
Ниже нормы
|
1
|
6,0
|
2
|
12,0
|
1
|
6,0
|
-
|
-
|
Результаты показателей креативности учащихся 7–х классов (40 человек) средней общеобразовательной школы №1г. Владимира с углубленным изучением предметов художественно–эстетического цикла.
Показатели креативности
|
Контрольная группа
|
Экспериментальная группа
|
5«А»
|
7«А»
|
5«Б»
|
7«Б»
|
Беглость
|
9,2
|
9,4
|
9,3
|
9,7
|
Гибкость
|
7,4
|
8,3
|
7,5
|
9,1
|
Разработанность
|
55
|
65
|
50,5
|
65
|
Оригинальность
|
45
|
55
|
40,5
|
55
|
Беглость
Гибкость
Разработанность
Оригинальность
В результате проведенного исследования выявлены существенные различия в показателях креативности: гибкости, оригинальности, разработанности, беглость в контрольной и экспериментальной группах. Показатели развития творческих способностей в экспериментальной группе в среднем на 28% выше, чем в контрольной.
|