В настоящее время отечественные учителя успешно разрабатывают и внедряют концепции, эстетические блоки, спецкурсы, программы и сценарии уроков, основанные на интеграции. Их инновационные разработки направлены на решение проблем развития, обучения и воспитания творческой личности в едином интегрированном пространстве. Среди них: программа курса «Интегрированные уроки искусства» для учащихся 1-4-го классов, авторами которой являются В.В.Алеев, Т.И.Науменко; программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов «Живой мир искусства» Б.П.Юсова; «Интегрированное преподавание музыки 1-4 класс» автора Шмагиной Т.С..
Впервые в содержании программы предмета «Музыка» Д.Б.Кабалевским были определены подходы к проблеме интеграции искусств при главенствующем положении музыки в процессе обучения. Интеграция искусств нашла свое выражение в учебных темах 5 класса, таким как «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». При этом подготовительным этапом к осмыслению этих тем стали «встречи» детей с взаимодействием искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства уже в начальной школе. Его идеи, наполняясь новыми смыслами и значениями, продолжают совершенствоваться и на сегодняшнем этапе развития музыкальной педагогики. Широкое «ассоциативное поле» представлено в новых учебно-методических комплектах «Музыка», разрабатываемых различными авторскими коллективами для учащихся начальной и основной школы. Однако, в основном, существующие программы для общеобразовательной школы сосредоточены на интеграции трех видов искусства – музыки, изобразительного искусства и литературы.
В своей работе, наряду с интеграцией этих трех видов искусства, мы уделяем особое внимание интеграции музыки и театра.
Сегодня вряд ли нужно кому-то доказывать необходимость наличия в школе театрального коллектива, урока театра, его воспитательное, образовательное и социальное влияние на каждого ученика: развитие воображения, памяти, внимания, осознание необходимости участия каждого и всех в общем деле; игра как естественная форма существования ребенка, возможность примеривания на себя различных ролей. Театр, а особенно такой его жанр, как музыкальный театр, является средоточием интеграции предметов гуманитарного цикла: музыки, литературы, танца, изобразительного искусства, истории. П.Блонский, Н.Бунаков, Я.Коменский, А.Макаренко, В.Сухомлинский, С.Шацкий и др. использовали театр как средство воспитания подрастающего поколения. Западно-европейские гуманистические воспитательные системы ХХ века (Г.Винеккен, Я.Курчак, А.Нейлл, С.Френе и др.) подчеркивали природосообразность детской театральной деятельности.
Д.Б.Кабалевский неоднократно подчеркивал, что программа принципиально вариативна, необходимо творческое отношение учителя к работе.
Существенным дополнением к программе является ввод тем, посвященных интеграции музыки и театра, что, на наш взгляд, дает возможность наиболее широко развивать идеи интеграции искусств художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.
В программу, по годам обучения, включены следующие темы:
|