|
Учебно-тематическое планирование
|
1 класс
№
|
Часы
|
Тема урока
|
Музыкальный материал
|
Основные понятия
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Музыка вокруг нас
|
1
|
1
|
Что такое музыка?
|
П.И.Чайковский «Щелкунчик» фрагменты.
|
Понятие о звуке, о музыке как виде искусства.
|
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека выраженные в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций.
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре).
Сравнивать музыкальные и речевые интонации определять их сходство и различия.
Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения и пении, игре, пластике.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
Знакомиться с элементами нотной записи.
Выявлять сходство и различим музыкальных и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Моделировать в графике особенности песни, танца, марша.
|
2
|
1
|
Повсюду музыка слышна.
|
Детские песенки-попевки.
|
Музыкальный язык, композитор, исполнитель, слушатель.
|
3
|
1
|
Хоровод муз (песня, танец, марш).
|
П.И.Чайковский «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Полька».
|
Три кита музыки.
|
4
|
1
|
Душа музыки – мелодия.
|
К.Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».
|
Понятие мелодии, интонации.
|
5
|
2
|
Музыкальная азбука.
|
Д.Кабалевский «Песня о школе», Г. Струве «Нотный бал».
|
Нотная запись, звук и нота (различие).
|
6
|
2
|
Музыка народная и композиторская.
|
Фрагменты народных и композиторских песен.
|
Отличительные черты народной и профессиональной музыки.
|
7
|
2
|
Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.
|
Звучание народных и профессиональных инструментов.
|
Отличительные черты народных и профессиональных инструментов
|
8
|
1
|
Добрый праздник среди зимы. Новый год и рождество.
|
П.И.Чайковский «Щелкунчик».
|
Выразительность музыки, характер, настроение.
|
Музыка и ты
|
9
|
1
|
Край, в котором ты живешь. Русские народные песни.
|
Г.Гладков «Край, в котором ты живешь»
|
Национальные традиции и особенности в музыке
|
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.
Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.
Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
|
10
|
1
|
Художник, поэт, композитор.
|
С.Прокофьев «Вечер», Г.Свиридов «Пастораль».
|
Взаимосвязь искусств.
|
11
|
1
|
Что изображает музыка. Музыка утра.
|
Э.Денисов «Утро», Э.Григ «Утро».
|
Изобразительность музыки.
|
12
|
1
|
Музыка вечера.
|
В.Салманов «Вечер».
|
Изобразительность музыки.
|
13
|
1
|
Разыграй сказку.
|
Д.н.и. «Баба-Яга».
|
Эмоциональная отзывчивость, взаимосвязь музыки и театра.
|
14
|
2
|
Инструменты симфонического оркестра.
|
Э.н.п. У каждого свой музыкальный инструмент.
|
Музыкальные инструменты, тембр.
|
15
|
2
|
Что выражает музыка?
|
А.П.Бородин «Богатырская симфония».
|
Интонация, выразительность, унисон, динамика.
|
16
|
1
|
Фортепиано.
|
Л.Моцарт «Менуэт», П.Чайковский «Детский альбом».
|
Тембр, клавиатура.
|
17
|
2
|
Вокальная музыка. Солист, вокальный ансамбль, хор.
|
Сольная, ансамблевая, хоровая музыка.
|
Тембры певческих голосов, виды хоров и вокальных ансамблей.
|
18
|
1
|
Мамин праздник.
|
Песни о маме.
|
Хоровое и сольное исполнительство.
|
19
|
1
|
Музыка в цирке.
|
И.Дунаевский музыка к к/ф «Цирк».
|
Прикладной характер музыки.
|
20
|
2
|
Дом, который звучит.
|
Р.Щедрин «Конек-Горбунок», П.Чайковский «Щелкунчик», М.Коваль «Волк и семеро козлят».
|
Музыкальный театр, опера, балет.
|
21
|
2
|
Опера-сказка.
|
М.Коваль «Волк и семеро козлят»,М.Красев «Муха-цокотуха».
|
Хор, солист, ария, дирижер, режиссер.
|
22
|
1
|
Ничего на свете лучше нету. Мюзикл.
|
Г.Глатков музыка к м/ф «Бременские музыканты».
|
Музыка и телевидение.
|
23
|
2
|
В музыкальном театре.
|
Фрагменты опер и балетов.
|
Афиша, программа, антракт.
|
24
|
1
|
Заключительный урок-концерт.
|
Подведение итогов года.
|
2 класс
№
|
Часы
|
Тема урока
|
Музыкальный материал
|
Основные понятия
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Россия – Родина моя
|
1
|
1
|
Главная песня страны.
|
Гимн РФ.
|
Выразительные средства. Мелодия, звук, нота.
|
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.
Подбирать слова отражавшие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).
Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.Исполнять Гимн России.
Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.
Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
|
2
|
1
|
Здравствуй, Родина моя!
|
Ю. Чичков «Здравствуй, Родина моя!»,Г. Струве «Моя Россия».
|
Композитор, исполнитель, куплетная форма, нотная запись (1октава).
|
3
|
1
|
Мелодия.
|
М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.
|
Средства музыкальной выразительности, музыкальные длительности.
|
День, полный событий
|
4
|
1
|
Музыкальные инструменты.
|
П.И. Чайковский «Детский альбом», звуки клавесина.
|
История фортепиано, клавиатура ф-но, длительности, ритм.
|
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре, сочинение.
Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.
Выполнять творческие задания; рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках.
|
5
|
1
|
Природа и музыка. Изобразительность музыки.
|
С.С.Прокофьев «Детская музыка».
|
Размер, ритм, длительность, музыкальная изобразительность.
|
6
|
1
|
Многообразие танцевальной музыки.
Тест.
|
П.И.Чайковский «Вальс», «Камаринская», «Полька» из «Детского альбома»,С.С.Прокофьев «Вальс» из «Детской музыки».
|
Размер, ритм. Танцевальность.
|
7
|
1
|
Эти разные марши.
|
П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы», Три варианта марша из прогр. Кабалевского.
|
Размер марша, ритм, нотные длительности, простейшее сольфеджио, маршевость.
|
8
|
1
|
Мамины сказки и песни. Выразительность музыки.
|
П.И.Чайковский «Нянина сказка», С.С.Прокофьев «Сказочка». Колыбельные.
|
Песенность, напевность, лад, динамика.
|
О России петь – что стремиться в храм
|
9
|
1
|
Великий колокольный звон.
|
М.П.Мусоргский оп. «Борис Годунов», Новороссийские куранты, Праздничный трезвон.
|
История колокольного звона, храм, духовная музыка, тембр.
|
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.
Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.
Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов.
Исполнять рождественские песни на уроке и дома.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания в рабочей тетради.
|
10
|
1
|
Святые земли Русской.
Тест, музыкальная викторина.
|
С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский»,Народные песнопения о Сергии Радонежском.
|
Духовная музыка, тембр, динамика, лад.
|
11
|
1
|
Молитва.
Тест.
|
П.И.Чайковский «Молитва», «В церкви».
|
Взаимосвязь духовной и светской музыки.
|
12
|
1
|
Звучащие картины.
|
ПМ.П.Мусоргский «Картинки с выставки».
|
Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства.
|
13
|
1
|
С Рождеством Христовым!.
|
Народные песни-колядки.
|
Народная музыка, жанры русской народной песни.
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
|
14
|
1
|
Русские народные инструменты.
|
Русские народные песни «Калинка», «Плясовые наигрыши»
|
Виды русских народных инструментов, наигрыш, пляска.
|
Разыгрывать народные игровые песни, песни- диалоги, песни-хороводы.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов русского фольклора.
Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических. пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.
Исполнятьвыразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на традиционных народных праздниках.
Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.
Выявлять особенности традиционных праздников народов России.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Создавать музыкальные.
|
15
|
1
|
Русские народные песни.
|
Русские народные песни «А мы к вам пришли», «Вейся, капустка»
|
Виды русских народных песен (хороводные, игровые, плясовые).
|
16
|
1
|
Музыка в народном стиле.
Тест.
|
М.И.Глинка «Камаринская».
|
Взаимосвязь народной и композиторской музыки.
|
17
|
1
|
Проводы зимы.
|
Русские народные песни «Ой, масленая недалечка», «Ой, жаворонки, жаворонушки».
|
Виды русских народных песен (обрядовые).
|
18
|
1
|
Встреча весны.
Тест.
|
Русские народные песни «Ой, масленая недалечка», «Ой, жаворонки, жаворонушки».
|
Виды русских народных песен (обрядовые), песни-заклички, выразительные средства русской народной песни.
|
В музыкальном театре
|
19
|
1
|
Что такое «Опера»?
|
М.И.Глинка опера «Руслан и Людмила».
|
Строение оперы, ария, сцена, увертюра, финал.
|
Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выразительно, интонационно осмысленно исполнять темы действующих лип опер и балетов.Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.Выявлять особенности развитии образов.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
|
20
|
1
|
Что такое «Балет»?
Мини-проект «Афиша музыкального спектакля».
|
П.И.Чайковский фрагменты балетов, С.С.Прокофьев «Золушка»
|
Строение балета, вступление, па-де-де, антракт.
|
21
|
1
|
Детский музыкальный театр.
Тест.
|
М.Коваль «Волк и семеро козлят».
|
Сольное пение, оперные голоса.
|
В концертном зале
|
22
|
1
|
Симфоническая сказка. Симфонический оркестр.
|
С.С.Прокофьев «Петя и волк».
|
Инструменты симфонического оркестра, тембры инструментов.
|
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.
Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.
Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.
Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
|
23
|
1
|
«Звучит нестареющий Моцарт» Симфония №40.
|
В.А.Моцарт Симфония №40 1 часть.
|
Симфония, контраст.
|
24
|
1
|
Картинки с выставки. Музыкальные впечатления.
Тест.
|
М.П.Мусоргский «Картинки с выставки».
|
Музыкальная выразительность и изобразительность.
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
|
25
|
2
|
Музыкальные инструменты. Орган.
|
И.С.Бах «Токката и фуга», «Ария».
|
Устройство органа, многоголосие.
|
Понимать триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя.
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкальнопоэтического творчества.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
|
26
|
1
|
Все в движении.
|
М.Глинка «Попутная песня»Г.Свиридов «Тройка».
|
Выразительность и изобразительность, темп.
|
27
|
1
|
Мажор и минор.
Музыкальная викторина.
|
Г.Свиридов «Осень», М. Глинка «Жаворонок».
|
Лад, тональность до мажор и до минор, строение мажорной и минорной гаммы.
|
28
|
2
|
Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?
Тест.
|
Произведения П.Чайковского и С.Прокофьева.
|
Сравнительный анализ творчества композиторов.
|
|
|
3 класс
№
|
Часы
|
Тема урока
|
Музыкальный материал
|
Основные понятия
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Россия – Родина моя
|
1
|
2
|
Мелодия – душа музыки.
|
П.И.Чайковский Симфония №4.
|
Мелодия, аккомпанемент.
|
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).
Петь мелодии с ориентаций на нотную запись.
Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
|
2
|
2
|
Красота России в музыке.
|
П.Чайковский «Благословляю вас, леса»Н. Римский-Корсаков «Звонче жаворонка пенье».
|
Творчество композиторов.
|
3
|
1
|
Виват, Россия!
|
Русские народные песни «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!».
|
Патриотизм в музыке, средства музыкальной выразительности.
|
4
|
1
|
Кантата «Александр Невский».
|
С.Прокофьев «Александр Невский».
|
История создания музыкального произведения.
|
5
|
2
|
Опера «Иван Сусанин».
Тест.
|
М.Глинка «Иван Сусанин».
|
История создания музыкального произведения
|
День, полный событий
|
6
|
1
|
Развитие музыки – отражение жизни.
|
Э.Григ «Утро», «Заход солнца».
|
Понятие о строении музыки, форма.
|
Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
Разрабатывать сценарии отдельных сочиненийпрограммного характера, разрывать их и исполнять во время досуга.
|
7
|
2
|
Портрет в музыке.
|
С.Прокофьев «Болтунья», С. Прокофьев «Джульетта-девочка».
|
Средства выразительности и изобразительности музыки.
|
8
|
1
|
Музыкальные формы.
|
В.А. Моцарт Рондо в турецком стиле, П.И.Чайковский «детский альбом».
|
Трехчастная форма, форма Рондо.
|
О России петь – что стремиться в храм
|
9
|
1
|
Богородице Дево, радуйся!
|
С.Рахманинов «Всенощное бдение».
|
Духовная музыка. Одночастная форма.
|
Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).
Определять обратный строй музыки с помощью «словаря эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
|
10
|
1
|
Песнь материнства.
Тест.
|
Тропарь иконе Божьей Матери, Ф.Шуберт «Аве Мария», В. Гаврилин «Мама».
|
Духовная и светская музыка, эмоциональное содержание музыки.
|
11
|
2
|
Святые земли Русской.
Музыкальная викторина.
|
Баллада о князе Владимире, Величание князю Владимиру.
|
Жанр баллады.
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
|
12
|
1
|
Гусли на старинный лад.
|
Н.Римский-Корсаков «Садко».
|
Русские народные инструменты.
|
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
|
13
|
1
|
Певцы русской старины.
|
М.Глинка «Руслан и Людмила» песни Бояна, Н.Римский-Корсаков «Садко».
|
Жанр оперы-сказки.
|
14
|
1
|
Масленица.
|
Н.Римский-Корсаков «Снегурочка», Веснянки.
|
Жанр оперы-сказки.
|
В музыкальном театре
|
15
|
1
|
Опера «Руслан и Людмила».
|
М.Глинка «Руслан и Людмила».
|
История создания музыкального произведения.
|
Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.
|
16
|
1
|
Опера «Орфей и Эвридика».
|
К.Глюк «Орфей и Эвридика».
|
История создания музыкального произведения.
|
17
|
1
|
Опера «Снегурочка».
|
Н.Римский-Корсаков «Снегурочка».
|
История создания музыкального произведения.
|
18
|
1
|
В мире балета.
|
П.Чайковский «Спящая красавица».
|
Особенности и история балета.
|
19
|
1
|
В современных ритмах. Мюзикл.
Мини-проект «Озвучка».
|
Р.Роджерс «Звуки музыки»А.Рыбников «Волк и семеро козлят на новый лад».
|
Мюзикл.
|
В концертном зале
|
20
|
1
|
Музыкальное состязание.
Концерт.
|
П.Чайковский Концерт №1.
|
Концерт, главная партия, соло.
|
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей
|
21
|
1
|
Музыкальные инструменты (духовые).
Тест.
|
И.С. Бах «Шутка», К.Глюк «Мелодия».
|
Виды духовых инструментов.
|
22
|
1
|
Музыкальные инструменты (струнные).
|
П.Чайковский «Мелодия», Н. Паганини «Каприс №24».
|
Струнная группа.
|
23
|
1
|
Сюита «Пер Гюнт».
|
Э.Григ сюита «Пер Гюнт».
|
Жанр сюиты, струнные инструменты.
|
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
|
24
|
1
|
Звуки джаза.
Концерт.
|
Дж.Гершвин «Острый ритм», «Порги и Бесс».
|
Особенности джазовой музыки, история джаза.
|
Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.
Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.Различать характерные черты языка современной музыки.
Определить принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.
Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.
Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
|
25
|
1
|
Мир Прокофьева.
|
С Прокофьев.
|
Знакомство с творчеством композитора, творческий почерк.
|
26
|
1
|
Песни Великой Победы.
|
Я.Френкель «Журавли», «Катюша».
|
Тема войны в искусстве, влияние музыки на человека.
|
27
|
1
|
Певцы родной природы.
|
Г.Свиридов музыка к повести «Метель», «Снег идет».
|
Народные интонации в композиторской музыке.
|
28
|
1
|
Мастерство композитора и исполнителя.
Тест.
|
Н.н.п. «Музыканты», Я.Дубравин «Всюду музыка живет».
|
Связь композитора, исполнителя, слушателя. Индивидуальный исполнительский стиль.
|
29
|
1
|
Заключительный урок-концерт.
Муз.викторина.
|
4 класс
№
|
Часы
|
Тема урока
|
Музыкальный материал
|
Основные понятия
|
Характеристика деятельности учащихся
|
Россия – Родина моя
|
1
|
2
|
Музыка моего народа.
|
Гимн РФ.
|
Знакомство с музыкальными символами страны и школы.
|
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.
Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании.
Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.
Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.
Импровизировать на заданные тексты.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Подбирать ассоциативные ряды художественным проведениям различных видов искусства.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
|
1
|
2
|
Протяжно-лирические песни.
|
Русские народные песни «Вниз по матушке по Волге», «Тонкая рябина».
|
Знакомство с протяжными-лирическими песнями, отличительными чертами жанра.
|
3
|
1
|
Плясовые песни.
|
Русские народные песни «Светит месяц», «Ах вы, сени!».
|
Знакомство с плясовыми песнями, отличительными чертами жанра.
|
4
|
1
|
Частушки.
Проект «Сборник частушек о школе».
|
Саратовские частушки.
|
Знакомство с частушками, отличительными чертами жанра.
|
«О России петь – что стремиться в храм»
|
5
|
2
|
Былины.
|
«Былина о Добрыне» в обработке Н.А.Римского-Корсакова;«Богатырская» симфония А.П.Бородина.Опера-былина «Садко» Н.А.Римского-Корсакова.
|
Знакомство с жанром былины, отличительными чертами жанра.
|
Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.
Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.
Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.
Сочинять мелодии на поэтические тексты.
Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пенни и разного рода импровизациях.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
|
6
|
1
|
Исторические песни.
Тест.
|
Русские народные песни «Тишина», «Ермак», «Как за речкою, да за Дарьею».
|
Знакомство с историческими песнями, особенностями жанра.
|
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
|
7
|
2
|
Обрядовые песни.
|
Русские народные песни «Как на речке, на лужочке», «Земелюшка-чернозем».
|
Знакомство с обрядовыми песнями, отличительными чертами жанра.
|
Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.
Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.
Исследовать историю создания музыкальных инструментов.Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Осуществлять опыты импровизации и сочинения на предлагаемые тексты.
Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, «вторы», ритмического сопровождения.
Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.
|
8
|
1
|
Свадебные обрядовые песни.
|
Русские народные песни «Виноград в саду цветет», «Ты ль, река моя, реченька».
|
Знакомство со сведебными обрядовыми песнями, отличительными чертами жанра.
|
9
|
1
|
Солдатские песни.
|
Русская народная песни «Солдатушки», Современная русская народная песня «Шел ленинградский паренек».
|
Знакомство с солдатскими песнями, отличительными чертами жанра.
|
Музыка ближнего и дальнего зарубежья
|
10
|
1
|
Музыка Белоруссии.
|
|
Знакомство с музыкальной культурой страны, белорусской народной музыкой.
|
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки зарубежных композиторов.Понимать особенности построения (формы) музыкальных произведений.
Распознавать их художественный смысл.
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы, фрагменты из произведений, оперы и др.).
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
|
11
|
1
|
Музыка Украины.
Музыкальная викторина.
Тест.
|
Украинские народные песни «Веселые гуси», «Веснянка», «Журавель».
|
Знакомство с музыкальной культурой страны,украинской народной музыкой..
|
12
|
1
|
Музыка народов Закавказья.
|
Грузинская народная песня «Светлячок»; Гусейнли «Цыплята», Г.н.танец «Лезгинка».
|
Знакомство с музыкальной культурой стран Закавказья.
|
13
|
1
|
Музыка Прибалтики.
|
Л.н.п. «Вей, ветерок», Э.н.п. «Хор нашего Яна», Р.Паулс «Кашалотик», «Золотая свадьба».
|
Знакомство с музыкальной культурой стран Прибалтики.
|
14
|
1
|
Музыка Чехии.
|
Чешские народные песни «Полька», «Пастух», «Вот волынки заиграли».
|
Знакомство с музыкальной культурой страны, чешской народной музыкой.
|
15
|
1
|
Музыка Польши.
|
Польские народные песни «Жаворонок», «Висла»,Ф.Шопен «Вальс»;Огинский «Полонез».
|
Знакомство с музыкальной культурой страны,польской народной музыкой..
|
16
|
1
|
Музыка Болгарии.
|
Болгарская народная песни «Посадил я полынь», «Путьв горах», «Эхо».
|
Знакомство с музыкальной культурой страны, болгарской народной музыкой..
|
17
|
1
|
Немецкая музыка.
|
Музыка И.С.Баха, Л.Бетховена.
|
Знакомство с отличительнымичертами народной и композиторской музыки разных стран, совершенствование умения анализировать музыкальное произведение и средства музыкальной выразительности.
Знакомство с творчеством композиторов разных стран.
|
18
|
1
|
Музыка Австрии.
|
Музыка В.А.Моцарта.
|
19
|
1
|
Музыка Польши.
|
Польская народная песня «Жаворонок»; Ф.Шопен «Этюд».
|
20
|
1
|
Музыка Норвегии.
|
Норвежская народная песня «Камертон»; музыка Э.Грига..
|
21
|
1
|
Музыка Венгрии.
Тест.
|
З.Кодай «Чардаш»; Ф.Лист «Венгерская рапсодия №2».
|
22
|
1
|
Музыка Италии.
|
Итальянская народная песня «Санта Лючия»; А.Вивальди «Времена года»..
|
23
|
1
|
Музыка Франции.
|
Французская народная песня «Са ира»; песни Д.Дассена и др..
|
24
|
1
|
Музыка Испании.
|
Испанская гитара, Ж.Бизе опера «Кармен» (Хабанера).
|
25
|
1
|
Музыка США.
|
Американская народная песня «Маленький Джо», Дж.Гершвин опера «Порги и Бесс».
|
26
|
1
|
Музыка Японии.
|
Японская народная песня «Вишня», Д.Б.Кабалевский «Вариации на японскою народную тему..
|
27
|
1
|
Музыка Индии.
|
Музыка из кинофильмов.
|
28
|
1
|
Музыка Англии.
|
«Битлз», Лондонский симфонический оркестр.
|
29
|
2
|
Между музыкой моего народа и музыкой других стран нет непереходимых границ.
Тест, музыкальная викторина..
|
Повторение пройденного материала.
|
Закрепление полученных знаний и навыков.
|
|
|
|