Музыка в школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом.
Характеристика видов учебной деятельности на уроке музыки.
Основными видами учебной деятельности обучающихся основной школы являются слушание музыки, пение, освоение элементов музыкальной грамоты, инструментальное музицирование, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации.
Слушание музыки. Слушание музыки является важным элементом музыкально-эстетического воспитания детей. Оно способствует восприятию и пониманию музыки во всем богатстве ее форм и жанров, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальное мышление, обогащает внутренний мир ребенка, воспитывает у обучающихся музыкальную культуру как часть духовной культуры. Музыка является средством активизации умственных способностей детей, поскольку ее восприятие требует внимания, наблюдательности, сообразительности.
Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают звуки сходные и различные, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Беседа по поводу прослушанной музыки учит делать первые обобщения и сравнения. В современных образовательных программах по предмету «Музыка» отмечается необходимость формирования у детей умения слышать музыку и размышлять о ней. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникающие по ходу урока вопросы. Важно, чтобы решение возникающих на уроке проблем и вопросов приобретало форму собеседований учителя с учащимися. Творческое начало может проявляться в ребятах в своеобразии ответов, стремлению самому задавать вопросы, в собственных рассуждениях о характере музыки и ее содержании.
Слушание музыки также является важным средством воспитания музыкального слуха, что создает благоприятные предпосылки для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях обеспечивает овладение обучающимися комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации).
Слушание музыки обогащает опыт эмоционально-образного восприятия, развивает внимание, рече-слуховую память детей.
Пение. В школьных занятиях музыкой умение или неумение слышать музыку особенно обнажено дает о себе знать в пении. Умение слышать самого себя, своих товарищей, понимание характерных особенностей музыкального произведения – то, что прежде всего воспитывается в учащихся на их собственном исполнительском опыте.
Важной задачей является формирование и охрана детского голоса. При подборе песенного репертуара учитываются физиологические возможности детей и уровень речевого развития. Усложнение в обучении пению идет постепенно, с соблюдением последовательности в выборе песен и упражнений. Специальным вокальным упражнениям-распеваниям предшествует артикуляционная и дыхательная гимнастики, обеспечивающие координированную работу дыхательной и голосовой мускулатуры, свободную голосоподачу и голосоведение, формирование четкой дикции. Обучение пению обеспечивает самовыражение обучающегося в пении, освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Основы музыкальной грамоты
В общеобразовательной школе закладываются основы музыкальной грамоты, понимаемой как приобретение всевозможных знаний о музыке и вормировании умений и навыков практического музицирования. Важной составной частью музыкальной грамотности является знание нотной грамоты. Дети учатся понимать нотные знаки, петь по нотам простые попевки и песни.
Инструментальное музицирование. Предусматривает освоение элементарных навыков игры на клавишном синтезаторе (подбор и воспроизведение по нотом небольших попевок и мелодий).
Музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование. Движение под музыку на уроках развивает у школьников ощущение ритма, способность чувствовать настроение музыки, воспринимать и передавать в движении различные средства музыкальной выразительности: темп, его ускорение и замедление; динамику, усиление и ослабление звучности; характер мелодии; строение произведения.
Драматизация музыкальных произведений. Осуществляется в театрализованных формах музыкально-творческой деятельности (музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, озвучивание музыкальных клипов, постановка эстрадных номеров).
МБОУ «Гимназия №30» является образовательным учреждением с углубленным изучением иностранного языка, поэтому большое внимание на уроках отводится развитию речи учащихся. Дети учатся составлять развернутые рассказы-описания музыкальных произведений, подбирать соответствующие характеристики средствам музыкальной выразительности (в том числе и на иностранном языке). Большое внимание уделяется артикуляции и развитию качественного фонационного дыхания. Ведется работа по совершенствованию просодической стороны речи. Это осуществляется за счет введения в структуру уроков музыки элементов логопедических технологий работы над голосом, артикуляцией, дыханием и связной речью.
|