Частушки относятся к наиболее популярному жанру устного народного творчества на Руси. Обычно они представляли собой четырехстишия, но встречаются варианты с 2 и 6 строками. Поскольку частушки — это разновидность песен, то и распевали их под мелодию в сопровождении гармони, балалайки или без них.
Веселые миниатюры можно было услышать в деревнях прямо на улице, во время посиделок, свадеб, застолий и т. д. Зачастую под задорное исполнение народ шел в пляс. Были песенки и с лирическим настроением, которая отражала происходящие события и переживания в зарифмованных строках. Даже печальные частушки все же были наполнены юмором, что поддерживало оптимистичный взгляд в будущее.
Интересно, что окружающий исполнителя народ не просто слушает, а принимает активное участие в развлечении: приплясывает, хлопает, комментирует, возражает или поддерживает. Причем наиболее распространенная реакция — ответ частушкой, что таким образом переходит в соревнования.
Когда появились частушки?
Есть мнение, что первые стихотворно-музыкальные миниатюры появились еще в XVII-XVIII вв. В то время ими развлекали народ скоморохи, балагуры и бродячие артисты. Другие исследователи считают, что это произошло примерно в середине XIX века.
Обратившись к древней литературе, можно заметить, что там упомянуты практически все разновидности фольклора того времени, только о частушках не сказано ни слова.
- В летописях указаны имена былинных персонажей, изложены легенды и притчи.
- А. С. Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге», основываясь на предании о смерти князя Олега из «Повести временных лет», а также пересказал народные сказки.
- В творчестве Некрасова тоже встречаются фольклорные жанры.
При этом частушки в литературных произведениях тогда не упоминаются. Даже в толковом словаре В. И. Даля «частушки» в значении «короткая песенка» нет. Впервые это слово применил Глеб Успенский в очерке 1889 г. «Новые народные песни».
Столь значимое событие как отмена крепостного права в 1861 г. не указано ни в одной частушке. Зато следующие за ней (с 70-х гг. XIX в. исторические факты встречаются в народных четверостишиях: русско-турецкая и русско-японская войны, первая русская революция 1905 года.
В литературе она появляется в стихах XX столетия: у С. А. Есенина, А. А. Блока, В. В. Маяковского и их современников.
Варианты названий частушек
Частушки стали сочинять в самых разных уголках Руси практически в одно время. Каждая местность наделила песенные миниатюры индивидуальным колоритом, а порой и названием.
- По характеру: пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка.
- По месту происхождения: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное.
Некоторые из сочиненных четверостиший нужно было петь, другие — выкрикивать под мелодию для плясок, исполнять под музыкальное сопровождение (баян, балалайка, рожок, бубен) или без него.
Разновидности частушек
- Лирические (припевки) — четверостишие на разнообразные темы.
- Плясовые — 4-строчные песенки с особым ритмом, который сочетался с плясками. Строки короче, чем у лирических. Пример: частушки типа «Яблочко», возникшие в начале XX века на Украине как любовные. В 1917-1920 гг. они трансформировались и стали отражать социально-политическую тему.
- Страдания — обычно это 2-строчные частушки про любовь. Их пели медленно и протяжно. Были распространены в средней полосе России и на Волге. В северной части страны, на Урале и в Сибире их не знали.
- «Семеновна» (частушки, названные по зачину) — 2-строчные частушки с особенным заунывным ритмом. Семеновна — разбитная русская баба. Первые песенки этого типа возникли в 30-х гг. XX в. Затем на их основе в 30-40 гг. сложили много жестоких романсов.
- «Матаня» — разновидность частушек, в которых словом «Матаня» обращались к возлюбленным. Причем такое обращение встречалось часто и в запеве, а в припеве. Такая песенка представляет собой 4-стопный хорей, а строфа состоит из двух строк и имеет припев.
|