Музыка

МХК

Кружковая работа

Класcное руководство

МО учителей

Открытый урок

 

Главная страница    Моим ученикам и их родителям    Наше творчество    Проект учащихся 4-х классов МБОУ «Гимназия №30» г. Иванова «Сборник частушек о школе»

О себе

Профессиональный опыт

Галерея достижений

О сайте

 

 

 

 Моим ученикам и их родителям

 

 

Мы изучаем

Мы слушаем

Мы исполняем

Наше творчество

Наши достижения

Дополнительный материал

Любопытным

 

 

 Последние публикации

 

 

Рабочая программа по предмету Музыка 1-4 классы

14 ноября 2019 г. 10:41

Раздел для моих учеников и их родителей

12 ноября 2019 г. 11:29

Методические разработки музыкальных развивающих игр

4 января 2010 г. 17:44

Сценарии музыкальных постановок

27 декабря 2009 г. 10:18

Мастер-класс "Исполнительская деятельность на уроке музыки"

5 декабря 2009 г. 17:57

 

 

 Рекомендуем посмотреть

 

 

Презентации PowerPoint

 

Знакомство с жанром частушки, её историей, разновидностями, выразительными средствами, тематикой.

Частушки относятся к наиболее популярному жанру устного народного творчества на Руси. Обычно они представляли собой четырехстишия, но встречаются варианты с 2 и 6 строками. Поскольку частушки — это разновидность песен, то и распевали их под мелодию в сопровождении гармони, балалайки или без них.

Веселые миниатюры можно было услышать в деревнях прямо на улице, во время посиделок, свадеб, застолий и т. д. Зачастую под задорное исполнение народ шел в пляс. Были песенки и с лирическим настроением, которая отражала происходящие события и переживания в зарифмованных строках. Даже печальные частушки все же были наполнены юмором, что поддерживало оптимистичный взгляд в будущее.

Интересно, что окружающий исполнителя народ не просто слушает, а принимает активное участие в развлечении: приплясывает, хлопает, комментирует, возражает или поддерживает. Причем наиболее распространенная реакция — ответ частушкой, что таким образом переходит в соревнования.

Когда появились частушки?

Есть мнение, что первые стихотворно-музыкальные миниатюры появились еще в XVII-XVIII вв. В то время ими развлекали народ скоморохи, балагуры и бродячие артисты. Другие исследователи считают, что это произошло примерно в середине XIX века.

Обратившись к древней литературе, можно заметить, что там упомянуты практически все разновидности фольклора того времени, только о частушках не сказано ни слова.

  • В летописях указаны имена былинных персонажей, изложены легенды и притчи.
  • А. С. Пушкин написал «Песнь о вещем Олеге», основываясь на предании о смерти князя Олега из «Повести временных лет», а также пересказал народные сказки.
  • В творчестве Некрасова тоже встречаются фольклорные жанры.

При этом частушки в литературных произведениях тогда не упоминаются. Даже в толковом словаре В. И. Даля «частушки» в значении «короткая песенка» нет. Впервые это слово применил Глеб Успенский в очерке 1889 г. «Новые народные песни».

Столь значимое событие как отмена крепостного права в 1861 г. не указано ни в одной частушке. Зато следующие за ней (с 70-х гг. XIX в. исторические факты встречаются в народных четверостишиях: русско-турецкая и русско-японская войны, первая русская революция 1905 года.

В литературе она появляется в стихах XX столетия: у С. А. Есенина, А. А. Блока, В. В. Маяковского и их современников.

Варианты названий частушек

Частушки стали сочинять в самых разных уголках Руси практически в одно время. Каждая местность наделила песенные миниатюры индивидуальным колоритом, а порой и названием.

  • По характеру: пригудка, коротелька, коротушка, скакуха, трясогузка, цыганочка, Семеновна, погудка, припевка, собирушка, вертушка, топтушка.
  • По месту происхождения: волжские матанечки, уральские тараторки, саратовские страдания, рязанские ихохошки, елецкая, сибирская подгорная, новгородское разливное.

Некоторые из сочиненных четверостиший нужно было петь, другие — выкрикивать под мелодию для плясок, исполнять под музыкальное сопровождение (баян, балалайка, рожок, бубен) или без него.

Разновидности частушек

  • Лирические (припевки) — четверостишие на разнообразные темы.
  • Плясовые — 4-строчные песенки с особым ритмом, который сочетался с плясками. Строки короче, чем у лирических. Пример: частушки типа «Яблочко», возникшие в начале XX века на Украине как любовные. В 1917-1920 гг. они трансформировались и стали отражать социально-политическую тему.
  • Страдания — обычно это 2-строчные частушки про любовь. Их пели медленно и протяжно. Были распространены в средней полосе России и на Волге. В северной части страны, на Урале и в Сибире их не знали.
  • «Семеновна» (частушки, названные по зачину) — 2-строчные частушки с особенным заунывным ритмом. Семеновна — разбитная русская баба. Первые песенки этого типа возникли в 30-х гг. XX в. Затем на их основе в 30-40 гг. сложили много жестоких романсов.
  • «Матаня» — разновидность частушек, в которых словом «Матаня» обращались к возлюбленным. Причем такое обращение встречалось часто и в запеве, а в припеве. Такая песенка представляет собой 4-стопный хорей, а строфа состоит из двух строк и имеет припев.

Про уроки.ru
Все права защищены © 2009-2019
Условия использования материалов сайта "Про уроки.ru"