Идеи интеграции предметов художественно-эстетического цикла, обозначенные Д.Б.Кабалевским в своей художественно-педагогической концепции, наполняясь новыми смыслами и значениями, продолжают совершенствоваться и на сегодняшнем этапе развития музыкальной педагогики. Широкое «ассоциативное поле» представлено в учебно-методическом комплекте «Музыка», созданном под руководством Г.П.Сергеевой. Использование в контексте учебно-методического комплекта «Музыка» других видов искусства – литературы, изобразительного искусства, театра, кино дает возможность развивать аналогичные линии программы Д.Б.Кабалевского.
Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть и др., запечатленные в художественных образах. Среди методов музыкального образования и воспитания авторы данной программы выделяют метод художественного контекста (выхода за пределы музыки). По мнению авторов, восприятие учащимися произведений литературы и изобразительного искусства на уроках музыки дает возможность «восстанавливать» в памяти музыкальные образы, вести поиск сходных и различных средств художественной выразительности между музыкой и различными видами искусства, накапливать багаж стилевых особенностей музыки.
Введение в учебники рубрик «Звучащие картины» (начальная школа) и «Картинная галерея» (основная школа) ставит своей целью актуализировать музыкальные впечатления школьников с помощью образов других искусств, что помогает целенаправленному процессу формирования представлений о художественной картине мира.
В данном учебно-методическом комплекте выявляются и связи между музыкой и театром. Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Один из этих разделов носит название «В музыкальном театре». Ему отдано 6-7 часов в год. Дети знакомятся с характерными чертами музыкального спектакля, с различными музыкально-сценическими жанрами.
Кроме того, авторами предлагаются ролевые игры «Играем в композитора», «Играем в дирижера», «Разыграй песню», «Играем в музыкальный театр» и др. По их мнению, именно в игре ребенок учится поиску адекватных эмоциональных реакций на характер и настроение музыки, свободно выбирает формы воплощения образа, приобретая опыт коллективной деятельности, учится общаться со сверстниками.
Все это способствует привлечению интеграции музыки и театра в рамках данной программы по предмету «Музыка».
|