Продолжая анализ авторских разработок по данной теме, обратимся к программе, созданной под руководством Ю.Б.Алиева. Специальным разделом этой методической разработки явились межпредметные связи. Ее авторами предполагается, что хоровое пение, ритмические упражнения, а также слушание музыкальных произведений с их последующим разбором должны быть сопряжены со знаниями и умениями, формируемыми у учащихся на других уроках. Так, например, межпредметные связи музыки и уроков русского языка (чтения и развития речи), согласно авторам программы, могут проявляться при работе над текстами. В этом смысле учителя музыки могут опираться на полученные учащимися на уроках чтения обобщенные представления о сказке, произведениях народного творчества, умение выразительно декламировать текст. При изучении русского народного музыкального творчества и его связи с профессиональным музыкальным искусством используются знания учащихся из истории Руси, знания, полученные на уроках литературы и изобразительного искусства.
На мой взгляд, данная программа дает предпосылки расширения межпредметных связей как приема и большего тяготения к интеграции. Многие ее темы предполагают взаимное проникновение разных видов художественной деятельности в едином уроке на основе их взаимопомощи и дополняемости. Некоторые темы могут послужить поводом интеграции музыки и театра, например «Сказка в музыке» (1 класс, 4 четверть). Репертуар этой темы включает большое количество музыкальных сказок (С.Прокофьев «Петя и Волк», Я.Френкель «Незнайка»), которые могут быть поставлены вместе с детьми. Аналогично и тема «Опера, оперные голоса» содержит детские оперы (Красев М. «Муха-цокотуха», Коваль М. «Волк и семеро козлят»). Кроме того, в структуру уроков авторами программы введен раздел «инсценировки», который тоже может явиться средоточием интеграции музыки и театра. Из вышесказанного следует, что данная методическая разработка также позволяет ввести другие виды искусства в органичную ткань урока музыки (в том числе и театр).
|