Обратимся к программе курса «Интегрированные уроки искусства», авторами которой являются В.В.Алеев и Т.И.Науменко. Интегрированные уроки искусства, считают авторы программы, следует рассматривать как важную предпосылку успешной ориентации в современном мире, сложность, многогранность и парадоксальность которого требуют соответствующего отражения в организации различных звеньев образовательного процесса. Предлагаемая программа предназначена для учащихся 1-4 классов и является начальным этапом последовательного освоения курса «Интегрированные уроки искусства». Ее использование предполагает наряду с действующими программами по музыке и изобразительному искусству (и даже в рамках одного из этих предметов). Тематический план, составляющий основу программы, не противоречит содержанию предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» (разрабатывая данный курс, авторы ориентировались на программу по музыке под редакцией Ю.Б.Алиева и программу по изобразительному искусству под редакцией В.С.Кузина) в начальных классах средней школы, так как направлен прежде всего на более эффективное эстетическое воспитание средствами интердисциплинарных взаимодействий.
«Интегрированные уроки искусства» представляют собой систематический курс, целью которого является формирование творческих способностей учащихся, развитие фантазии, воображения, эмоционального отношения к природе и человеку. Исходя из главной цели, авторы выделяют круг задач, на решение которых следует ориентироваться в первую очередь. Это:
- развитие наблюдательности, умение видеть и воспринимать красоту окружающего мира;
- воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства;
- формирование элементов аналитического отношения к художественному творчеству, его темам и средствам выразительности;
- развитие нравственных, эстетических, художественных, интеллектуальных, творческих свойств и дарований в их органичном «полифоническом» взаимодействии;
- воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства.
Решение этих задач достижимо при помощи последовательного освоения художественного материала, через введение и постепенное расширение системы ключевых понятий, специфических на каждом этапе обучения, через обеспечение единства искусствоведческих и психолого-педагогических предпосылок комплексного образования, учитывающего и объективное содержание художественной картины мира, и возрастные особенности школьников.
В программе предлагается использование произведений живописи, литературы, прослушивание музыкальных произведений на уроках искусства, уточняются моменты взаимосвязи между ними. Некоторые разделы тематического плана программы позволяют включить и театр в структуру интегрированных уроков искусства. Такими являются темы: «Новогодняя сказка», «Сказки Деда Мороза», «Зимние игры», «Масленица», «Сказочные образы » и др.
|