Впервые выдвигает задачу соединения семи разных видов художественной деятельности – музыки, изобразительного искусства, родного языка, литературы, художественного движения, театра – программа интегрированных занятий искусством в начальной школе «Живой мир искусства». Авторский коллектив программы: Л.Г.Савенкова, Т.И.Сухова, Б.П.Юсов (научный руководитель Б.П.Юсов).
Программа призвана свести и породнить разные художественные представления и познания детей. Вместе с тем, авторы программы в собственной поисковой и научно-экспериментальной работе имеют ввиду, что развивающие занятия подобного типа могут положить начало переосмыслению учителем начальных классов содержания и направленности принятого сейчас раздельного, предметного преподавания разных искусств, включая литературу. Это, возможно, позволит разработать альтернативные интегрированные программы по художественным предметам, увязав их с настоящим курсом, или создать заново единый курс гуманитарно-художественного развития младших школьников с совокупным объемом уроков, отводимым сегодня на отдельные учебные предметы, включая родную историю, родную речь и родную природу. Интегрированный подход к взаимодействию искусств в контексте единой программы, в отличие от традиционных для современной школы так называемых межпредметных связей, требует решать на принципиально ином качественном уровне, как взаимосвязь различных художественных представлений ребенка, так и взаимодействие художественной работы с общим развитием детей и с постижением детьми окружающего мира, а также – с экологией и этнокультурой (экологией культуры), учета местных художественных традиций, национальных особенностей, истории края, памятников культуры, родного языка и природы. В то же время ставится задача освоения детьми общечеловеческих художественных ценностей, гуманистической культуры прошлого и настоящего, размышления о будущем.
Как отдельный курс программа рассчитана на два урока в неделю с домашней подготовкой и внеклассными коллективными «художественными событиями». Можно объединять уроки предметов художественного цикла, использовать отдельные темы на других предметах, во внеклассной работе, как основу школьных и народных праздников. Большое внимание в программе уделено взаимосвязи театра с другими видами искусства, в том числе и с музыкой. Широко используются импровизированные сценки по текстам народных и авторских сказок с изобразительным и музыкальным решением. Например, «Теремок», «Кот, дрозд, петух», «Базар» и др. Также часто встречается разыгрывание песен-диалогов, например «Кисонька-Мурысонька». Используется прием «оживотворения» портрета и действий героев музыкальных произведений. Игры-драматизации, в том числе и музыкальные, также являются неотъемлемой частью данной программы.
Таким образом, программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов «Живой мир искусства» дает широкие возможности интеграции музыки и театра на уроках в общеобразовательной школе.
|