Музыка

МХК

Кружковая работа

Класcное руководство

МО учителей

Открытый урок

 

Главная страница    Открытый урок    Городской конкурс "Педагог года - 2010"

О себе

Профессиональный опыт

Галерея достижений

О сайте

 

 

 

 Моим ученикам и их родителям

 

 

Мы изучаем

Мы слушаем

Мы исполняем

Наше творчество

Наши достижения

Дополнительный материал

Любопытным

 

 

 Последние публикации

 

 

Рабочая программа по предмету Музыка 1-4 классы

14 ноября 2019 г. 10:41

Раздел для моих учеников и их родителей

12 ноября 2019 г. 11:29

Методические разработки музыкальных развивающих игр

4 января 2010 г. 17:44

Сценарии музыкальных постановок

27 декабря 2009 г. 10:18

Мастер-класс "Исполнительская деятельность на уроке музыки"

5 декабря 2009 г. 17:57

 

 

 Рекомендуем посмотреть

 

 

Презентации PowerPoint

 

Защита опыта работы

Слайд “Эпиграф”

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наверное, каждый из участников конкурса, готовясь к сегодняшнему этапу, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказывать, с чего начать, какую тему выбрать? И я - не исключение.

С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам..? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора. Помню, как на лекции по психологии, после очередного стихийного диспута на тему профессионального самоопределения, преподаватель вдруг спросил: «А кто же из вас собирается пойти работать по профессии? Кто хочет стать учителем в школе?», из 35 только трое студентов подняли руку, тем самым сорвав бурные аплодисменты аудитории. В числе этих студентов была и я.

Очень многие из нас, студентов не хотели связывать свою жизнь с преподаванием музыки в общеобразовательной школе. Доводы однокурсников были разные: и зарплата, мягко говоря, не достойная, и судьба предмета «Музыка» виделась как-то неопределенно – с математикой и русским – все понятно – как без них в школе, а вот какова перспектива уроков искусства – секрет. Я же всегда чувствовала необходимость, важность своего предмета для детей. Но толком объяснить, в чем эта необходимость заключается, было трудно. Важно - безусловно! Окончание университета. Выпускной и… поиски работы: газеты, интернет, отдел кадров и вот, наконец, долгожданная вакансия: в среднюю общеобразовательную школу №1 г.Владимира с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла требуется учитель музыки. Помню, как ночи напролет готовилась к своим первым урокам. Ощущение того, что принесу на урок к детям что-то сокровенное, ценное, необходимое переполняло. Важно, безусловно!

Слайд “Актуальность”

И в памяти вдруг всплыли обрывки многочисленных объявлений, которые просматривала в поисках работы: многие успешные развивающиеся компании приглашают на работу творческих людей. Вот она – та самая важность и необходимость! Какие еще уроки в школе так же способствуют творческому развитию учащихся, как уроки эстетического цикла, в том числе и музыка? По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. С этими убеждениями впервые переступила порог школы.

Слайд “Школа”

Средняя общеобразовательная школа №1 г.Владимира с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла старейшая школа Владимирской области – в 2010 году будет отмечать свое 140-летие. Именно в этой школе, выпустившей в жизнь множество достойных людей, я проработала 7 лет. Образовательная область «Искусство» в учебном плане представлена следующим предметами:

  • музыка;
  • изобразительное искусство;
  • хореография;
  • театр.

В школу принимаются дети без специального отбора, независимо от уровня развития и способностей. Задачей школы является развитие учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, формирование человека высоконравственного, способного к самообразованию и творчеству.

Нужно отметить, что ни одно из искусств никогда не выступает для ребенка отдельно от другого и от жизни в целом. Маленький человек, входящий в жизнь воспринимает мир целостно. А о целостности и единстве художественной деятельности ребенка говорил еще Л.С.Выготский. Однако, на уроках искусства в школе, он знакомится с различными способами художественной деятельности в отрыве друг от друга.

Отсюда вытекает главное противоречие: все виды художественной деятельности у ребенка связаны, но технологически, в условиях общеобразовательной школы, он осваивает каждое искусство в отдельности.

На мой взгляд, интеграция различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, является актуальным принципом в направлении творческого развития личности ребенка. Интеграция решает проблему и дает педагогу широкие возможности для создания благоприятных условий эффективного развития личности школьника с учетом его индивидуальных особенностей.

Слайд “Тема опыта”

В своей работе особое место я уделяю интеграции предметов «музыка» и «театр».

Театр, а особенно такой его жанр, как музыкальный театр, является средоточием интеграции предметов гуманитарного цикла: музыки, литературы, танца, изобразительного искусства, истории.

Слайд “Теоретическая база”

Многие ученые подчеркивали природосообразность детской театральной деятельности. Также многими учеными и практическими работниками уже отмечены преимущества интегративного подхода в организации образовательного процесса.

Слайд “Новизна опыта”

В настоящее время отечественные учителя успешно разрабатывают и внедряют концепции, эстетические блоки, спецкурсы, программы и сценарии уроков, основанные на интеграции. Однако, в основном, существующие программы для общеобразовательной школы сосредоточены на интеграции трех видов искусства – музыки, изобразительного искусства и литературы. Проанализировав известные программы по предмету «Музыка», можно сделать следующий вывод: с одной стороны, они указывают на необходимость интеграции музыки и театра, предполагают возможность ее осуществления, а с другой стороны, не дают достаточно четких методических указаний и рекомендаций по поводу ее реализации в процессе обучения.

Слайд “Технология опыта”

“Слайд “Технология опыта” к защите опыта на городском конкурсе “Педагог года””

Д.Б. Кабалевский неоднократно подчеркивал, что программа принципиально вариативна, необходимо творческое отношение учителя к работе.

Существенным дополнением к программе являются разработанные циклы интегрированных уроков музыки и театра. Темы данных интегрированных уроков помогают подробно рассмотреть все грани естественного взаимодействия двух видов искусства – музыки и театра. В программу, по годам обучения, включены циклы уроков по следующим темам.

Слайд 1 класс: “Развивающие музыкально-театральные игры”

Целью введения музыкально-театральных развивающих игр в режим работы с первоклассниками является помощь детям и учителю в создании психологически комфортной атмосферы урока. Игры-упражнения на дыхание, дикцию, память физических движений, воображение и т.д. очень интересны детям и решают задачи двух предметов: «Музыки» и «Театра».

Слайд 2 класс: “Музыка и кукольный театр”

Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на зрителей комплексом художественных средств. Его основной задачей является развитие творческих способностей, воображения, фантазии, самостоятельности мышления. Кукольный театр гармонично вливается в структуру уроков музыки.

Слайд 3 класс: “Театр оперы и балета”

На уроках в 3 классе необходимо, чтобы как можно больше детей попробовали свои силы в увлекательной исполнительской деятельности, приняли участие в создании музыкального спектакля, а именно детской оперы. Важно довести вокально-хоровую работу именно до постановки оперного спектакля, чтобы в сознании детей закрепилось понятие об опере как синтетическом жанре.

Слайд 4 класс: “Народное музыкально-театральное творчество”

Знакомство с разнообразными народными музыкально-театральными жанрами на интегрированных уроках играет большую роль в формировании творческой личности прежде всего потому, что они охватывают все виды художественного творчества, в которых каждый ребенок без исключения может с успехом себя проявить.

Слайд 5 класс: “Дружная семья искусств”

Интеграция искусств нашла свое выражение в учебных темах 5 класса программы «Музыка» Д.Б.Кабалевского, таких как «Музыка и изобразительное искусство» «Музыка и литература». Но музыка не ограничивается взаимодействием только с литературой и изобразительным искусством. В дополнение к предложенным Д.Б.Кабалевским, стали уроки по темам «Музыка и театр», «Музыка и хореография» и как итог – «Дружная семья искусств».

Слайд 6 класс: “Многообразие музыкально-сценических жанров”

Зачастую, на уроках музыки, знакомство с оперой, балетом, опереттой, мюзиклом, рок-оперой сводится лишь к прослушиванию фрагментов. Не смотря на объяснения учителя, в сознании детей может закрепиться понятие о них как об отдельных музыкальных произведениях, а не результате взаимодействия разных видов искусства. Поэтому будет оправданным привлечение в контекст уроков музыки театрального искусства. Целесообразно выбрать один из жанров для постановки с детьми. Опыт показал, что наиболее привлекательным для учащихся музыкально-сценическим жанром является мюзикл.

Слайд 7 класс: “Выразительные средства искусства”, “Драматургия”

В рамках данных тем школьники осваивают не только чисто музыкальные категории и понятия, но и выявляют параллели между средствами выразительности в разных искусствах. Дети знакомятся с законами развития музыкального произведения крупной формы и сюжета драматической пьесы, самостоятельно находят, общие черты построения произведений разных видов искусства.

Слайд 8 класс: “Постановка эстрадного номера”

Уроки в восьмом классе – это итог, своеобразная проверка школьников на художественный вкус, зрелость. Эстрадный номер – сам по себе маленький спектакль, где есть начало, развитие, кульминация и финал. Учащиеся на этих уроках сами работают над сценарием будущего эстрадного номера, они же и режиссеры, и артисты и критики. Они пытаются создать свое произведение искусства.

Слайд “Преимущества интегрированных уроков музыки и театра”

Введение интегрированных уроков музыки и театра не меняет изначальной целевой установки программы, а служит гармоничным ее дополнением, способствует решению художественных и педагогических задач, которые ставил Д.Б.Кабалевский, и конечно, расширяет, обогащает творческий потенциал учащихся. Именно поэтому самые интересные открытия совершаются ребятами на стыке искусств.

Слайд “Основные применяемые методы”

Разнообразные методы театральной и музыкальной педагогики также способствуют созданию на уроке творческой атмосферы общения между учителем, учениками и искусством.

Слайд “Схема”

С 2002 учебного года в формате школы реализуется проект «Школьный театр». Он осуществляется учителями ХЭЦ, а также учащимися школы. Цель проекта – творческое развитие личности на основе приоритетов художественного образования и интеграции искусств. В рамках реализации проекта были поставлены спектакли разных жанров.

Слайд “Внеурочная деятельность Проект “Школьный театр”

Наиболее примечательны: спектакль по пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» «Что есть любовь?». Спектакль был отмечен дипломом 1 степени городского конкурса «Волшебный занавес» и дипломом областного конкурса «Театр, где играют дети». Мюзикл «Трубадур и его друзья». Спектакль отмечен дипломом городского конкурса «Волшебный занавес». Музыкальный кукольный спектакль «Репка» и фольклорный праздник «Деревенские посиделки». Спектакль отмечен дипломом городского конкурса «Царь дней – Пасха».

Слайд “Результативность Экзамен по предмету “Музыка”

Ежегодно в школе №1 г.Владимира проходит промежуточная аттестация учащихся по предметам ХЭ цикла. Экзамен по предмету «Музыка» сдают учащиеся 6 класса. С 2005 года экзамен проводится в форме сдачи музыкального спектакля, работа над которым проходила в течение года.

Проанализировав результаты экзамена, можно сделать вывод, что из года в год наблюдается повышение качества знаний по предмету при стабильно высокой успеваемости.

Слайд “Исследование”

В течении трех лет проводилось исследование влияния интеграции искусств на развитие творческих способностей учащихся. «Краткий тест творческого мышления» П. Торренса использовался с целью оценки эффективности интегрированных программ (по предметам «Музыка» и «Театр») и способов обучения построенных на взаимодействии искусств.

Тест отражает различные проявления креативности в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей.

В результате проведенного исследования выявлены существенные различия в показателях креативности в контрольной и экспериментальной группах. Показатели развития творческих способностей в экспериментальной группе в среднем на 28% выше, чем в контрольной.

Слайд “Результативность – дипломы”

Творческая атмосфера уроков способствовала проявлению таланта многих детей, что позволило добиться высоких результатов на школьных, а также городских мероприятиях.

Слайд “Адресная направленность”

Но все-таки главным своим достижением я считаю то, что мои дети любят мой предмет и с радостью приходят ко мне на уроки. Конечно, это требует большой затраты энергии, сил педагога. Но, я надеюсь, что работа в данном направлении поможет в создании творческой среды общения детей с искусством и в 53 школе города Иванова.


Видео защиты опыта учителя музыки и мхк Бывшевой Натальи Владимировны на городском конкурсе "Педагог года".

Про уроки.ru
Все права защищены © 2009-2019
Условия использования материалов сайта "Про уроки.ru"