Тема урока: Музыка и театр.
Цель: формирование понятия о театре, как синтетическом виде искусства.
Задачи:
- знакомство с видами музыкального театра, театральными профессиями;
- формирование навыка групповой творческой деятельности;
- развитие интереса к музыкальному творчеству;
- развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию.
Музыкальный репертуар: М.Коваль «Волк и семеро козлят», видеофрагмент любой оперы.
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, диски с записями, ноты, раздаточный материал, презентация к уроку (Приложение 1)
Место урока в теме. Данный урок является вводным уроком по теме. Впервые с детьми рассматриваются грани взаимодействия двух видов искусства: музыки и театра. Данному уроку предшествует урок-знакомство с музыкой детской оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят». В уроке представлены фрагменты дыхательной (на основе методики А.Н.Стрельниковой) и артикуляционной (на основе методики О.И.Крупенчук) гимнастики, которые повторяются без изменений на каждом уроке. Знакомые детям упражнения позволяют максимально быстро настроиться на вокально-хоровую работу.
Ход урока
Учитель – Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы попробуем освоить интересные профессии. Что это за профессии, я думаю, вы догадаетесь сами.
Демонстрируется фрагмент оперного спектакля.
Учитель – О каких профессиях пойдет речь?
Дети - театральные
Учитель - Телевидение, радио, компьютер – с ними вы встречаетесь ежедневно, все это окружает вашу жизнь. А есть ли в ней место театру? Вы заходили в красивое здание, усаживались в мягкие кресла, разглядывали занавес, смотрели спектакль? Если да, то вы видели театр только с одной стороны, а на наших уроках мы попробуем рассмотреть его с других, самых неожиданных сторон. Посмотрим на здания театров разных стран, созданных в различное время. Одинаковы эти постройки?
Слайды
Дети - Нет, театры все разные.
Учитель - Театры как люди. Они имеют свои лица, одежду, характер, привычки. Знакомство с театром – дело непростое. Театру несколько тысячелетий. В его истории случались и смешные происшествия, и грустные страницы. Его служителями были великие люди самых разных профессий. А какие вы знаете театральные профессии?
Дети – Актер.
Учитель - Да, от работы актера зависит очень многое. Какой будет игра артиста, таким будут воспринимать зрители и спектакль, и театр. Игра одного плохого актера может испортить работу всего коллектива, поэтому очень важно подобрать хороших исполнителей для всех ролей. Какие еще театральные профессии вы знаете?
Дети - Режиссер
Учитель - Режиссер, пожалуй, самый ответственный за спектакль человек. Это от него зависит, какую выбрать пьесу, как распределить роли, какие декорации будут на сцене, какая музыка будет звучать в спектакле и еще многое и многое другое. Кроме людей этих профессий, в театре трудятся художники, музыканты, рабочие сцены, гримеры, костюмеры и т.д. В театре от каждого человека зависит удача или неудачи спектакля. Одинаковое участие в создании спектакля принимают люди всех тех профессий, о которых мы упомянули. Пришло время поговорить о различных видах театрального искусства. Какие спектакли вам приходилось видеть?
Ответы детей
Учитель - Театр многолик. Драматический спектакль, опера, балет, кукольное представление, клоунада, эстрадный номер и даже показ мод – все это театр. Какие музыкальные спектакли вы знаете?
Дети - Опера, балет.
Учитель - Да, со спектаклями оперного и балетного жанра мы уже с вами знакомились. Музыкальный театр популярен во все времена. Мы будем с вами знакомиться и с опереттами, и с мюзиклами и даже попробуем сами поставить музыкальный спектакль - оперу. Мы также попробуем освоить театральные профессии – режиссера, актера, художника-декоратора и др. Посмотрите на иллюстрацию, я думаю, вы узнаете героев нашей будущей постановки.
Слайд
Учитель - Герои какого произведения изображены?
Дети – Герои оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят»
Учитель – Итак, начинаем постановочную деятельность. С чего начинается работа над постановкой музыкального спектакля – оперы?
Дети – С написания сценария, разучивания, репетиций.
Учитель – Сценарий оперы называется «Либретто». Сочинением либретто для нашей оперы займется 1 группа - либреттисты. Композитор написал оперу, писатель-либреттист написал текст, но воплощение их замысла на сцене – это задача дирижера, музыкантов оркестра, актеров–солистов и хора. Создание музыкальной партитуры оперы мы поручим 2-й группе. Откуда можно узнать о спектакле, его названии, актерах?
Дети – из афиши
Учитель – Созданием афиши займется 3 группа – художники-оформители. Постановка оперы – серьезный и длительный процесс. Этим процессом руководит режиссер. Созданием постановочного плана нашей оперы сегодня займется 4 группа - режиссерская. Приступаем к работе.
Работа по группам с раздаточным материалом
1 группа. На страницах текст сцен оперы. Задание - соединить все сцены в нужном порядке в книгу (либретто)
2 группа. В таблицу занесены имена главных героев оперы. Из словаря эмоциональных терминов нужно подобрать слова, характеризующие музыкальные партии каждого героя.
3 группа. Детям предлагаются вырезанные картинки, изображающие главных героев оперы, фломастеры. Задание – составить коллаж – афишу спектакля (с указанием авторов, главных действующих лиц и исполнителей, время и места премьеры).
4 группа. Создание постановочного плана.
Учитель – В процессе постановки мы все будем и режиссерами, и артистами, и художниками, и музыкантами. У нас уже есть либретто, план работы, рекомендации для исполнения и даже афиша (обратиться к материалам, которые подготовили дети). Сегодня мы будем артистами - начнем работу над заключительным хором. Посмотрим, с чего нужно начать работу над хоровыми сценами в постановочном плане. (обратиться к плану) С разучивания. Нам придется потрудиться, ведь актер музыкального театра должен владеть не только актерским мастерством, но и прекрасно двигаться, обладать хорошим голосом и отличным слухом. Артистам музыкального театра приходится совмещать пение с движениями, танцем. Сами понимаете, это непросто, потому что при движении сильно сбивается дыхание. Именно поэтому многие певцы перед пением делают гимнастику для дыхания. Сделаем ее и мы.
Дыхательная гимнастика
Упражнение №1.
Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот). Повторить упражнение 2 – 3 раза.
Упражнение №2.
Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу, резкими рывками, активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 - 3 раза.
Упражнение №3.
Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот. Повторить упражнение 2 - 3 раза.
Упражнение №4.
Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки, как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох, опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 - 3 раза.
Учитель - Артисту музыкального театра необходимо, чтобы зритель не только наслаждался красивым голосом, но и понимал, о чем он поет. Чтобы решить это проблему, часто выполняют гимнастику для органов речи: языка, губ, щек.
Артикуляционная гимнастика
Упражнение №1.
«Футбол»: при закрытом рте, языком натягиваем по очереди щеки.
Упражнение №2.
Натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, затем, нижнюю – на нижние, и по очереди.
Упражнение №3
Вытягиваем губы вперед «в трубочку» и, затем, растягиваем в широкой улыбке.
Распевание:
- «Лесенка» («вот иду я вверх, вот иду я вниз» - поступенное движение вверх и вниз).
- «Солнышко» («солнышко встает» - по звукам Б35 вверх и вниз).
Учитель – После такой разминки мы готовы к пению. Как мы будем исполнять этот фрагмент? (обратиться к работе 2 группы)
Разучивание хора по фразам (можно использовать прием «Эхо»)
Завершение урока
В конце урока дети встают в круг.
Учитель - Что нового узнали на уроке? Чем запомнился урок? С какими театральными профессиями познакомились? и т.д.
Ответы детей
Учитель - Какая самая лучшая награда для артиста?
Дети - Аплодисменты зрителей
Учитель - Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.
|