Музыка

МХК

Кружковая работа

Класcное руководство

МО учителей

Открытый урок

 

Главная страница    Открытый урок    Городской конкурс "Педагог года - 2010"

О себе

Профессиональный опыт

Галерея достижений

О сайте

 

 

 

 Моим ученикам и их родителям

 

 

Мы изучаем

Мы слушаем

Мы исполняем

Наше творчество

Наши достижения

Дополнительный материал

Любопытным

 

 

 Последние публикации

 

 

Рабочая программа по предмету Музыка 1-4 классы

14 ноября 2019 г. 10:41

Раздел для моих учеников и их родителей

12 ноября 2019 г. 11:29

Методические разработки музыкальных развивающих игр

4 января 2010 г. 17:44

Сценарии музыкальных постановок

27 декабря 2009 г. 10:18

Мастер-класс "Исполнительская деятельность на уроке музыки"

5 декабря 2009 г. 17:57

 

 

 Рекомендуем посмотреть

 

 

Презентации PowerPoint

 

Интегрированный урок музыки и математики в 5 классе

Тема урока: Какое значение имеют дроби в музыке?

Цель: выявление общих элементов и установление связи между музыкой и математикой, повышение качества образовательного потенциала урока.

Задачи:

  • определить взаимосвязь музыки и математики;
  • способствовать формированию нового взгляда на мир;
  • формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы;
  • развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление, воображение и фантазию;
  • воспитывать открытую, свободную личность, способную к познанию, активному действию.

Музыкальный репертуар: И.С. Бах Ария из оркестровой сюиты, «Дважды два – четыре» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальный центр, диски с записями, ноты, раздаточный материал, презентация к уроку (Приложение 2)

Место урока в теме. Этот урок является обобщением изученных тем прошлых уроков по музыке («Музыкальный ритм и размер») и математике («Обыкновенные дроби»). Поэтому основная работа ведется на повторение и закрепление пройденного материала. Нетрадиционное построение урока имеет несколько целей: во-первых, заинтересовать необычностью проведения этапов урока, во-вторых, снять напряжение через чередование различных видов деятельности, в-третьих, охватить большее количество учащихся, а также расширить образовательный потенциал урока. Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся данного класса и, в основном, ориентированы на среднего ученика. Главный акцент направлен на проверку знаний учащихся на данном этапе.

Ход урока

Учитель - Все вы, наверняка, уже знаете, что наша школа, в течение этой недели будет работать в необычном режиме, а именно, все пять рабочих дней, мы посвятим великой науке - математике. Поэтому, сегодня, на уроке музыки, мы тоже постараемся не отходить от общей, математической темы. Но начнем мы свой урок, как обычно, с музыки. Сегодня мы услышим произведение композитора, который нам хорошо знаком, И.С. Баха. Обратите внимание на мелодию, подумайте, какие по длительности звуки использует композитор?

Слушание музыки: И.С. Бах. Ария из оркестровой сюиты.

Учитель – Какова мелодия произведения?

Дети – очень напевная, волнообразная.

Учитель – Какие длительности, на ваш взгляд, преобладают в мелодии, почему?

Дети - Целые или половинные, потому что медленный темп и звуки долго тянутся.

Учитель - Целая и половинная нота в музыке. Что получится, если перевести данные длительности на язык математики. Что на языке математики указывает на часть.

Дети – целая нота – это целое число, половинная – это дробь (?)

Учитель - Тема нашего урока: «Какое значение имеют дроби в музыке?». Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос. Вспомним, что мы уже знаем о дробях.

Опрос

  1. Записи какого вида называют обыкновенными дробями?
  2. Что показывает знаменатель дроби?
  3. Что показывает числитель дроби?
  4. Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями меньше, а какая больше?
  5. Как изображаются равные дроби на координатном луче?
  6. Приведите пример двух равных дробей с различными числителями.

Учитель - Дроби широко используются в музыке для обозначения длительностей нот.

Давайте вспомним длительности, которые мы знаем.

Дети - Целая

Учитель - А если перевести на язык математики, что это будет?

Дети - 1

Учитель - Какие еще длительности знаем?

Дети - Половинная.

Учитель - Почему она так называется, и как она будет выглядеть, если перевести ее на язык математики?

Дети - По длительности она ровно на половину короче целой. На языке математики это будет 1/2 Еще существует четвертная, на языке математики это будет 1/4 Восьмая, на языке математики - 1/8.

Учитель - Как вы думаете, почему удобнее опираться на дроби в обозначениях длительностей нот?

Дети – Сразу понятно, насколько один звук должен быть короче или длиннее другого.

Задание №1

Учитель - Сравним длительности. Нужно поставить соответствующие знаки , =.

Переведем и запишем в тетрадь данные сравнения на языке математики.

В низу экрана есть подсказка.

Проверка задания. К доске вызывается один ребенок, выполняет задание, поясняя каждый пример.

Здание №2.Задача.

Учитель - Решим музыкальную задачу.

Петя сочинял мелодию в размере 4/4. Последний такт остался незаконченным и выглядел так:

Каков будет ответ?

Дети – в такте не хватает двух четвертей, потому что размер мелодии 4/4, а в такте есть одна четверть и две восьмые, которые по длительности равны еще одной четверти, значит, в такте не хватает двух четвертей.

Учитель - Каков ритмический рисунок получился в такте?

Дети – четверть, восьмая, восьмая, четверть, четверть

Учитель - Прохлопаем данный ритмический рисунок.

Учитель - Решение задачи изобразим схематически в тетради.

Задание №3. Работа с карточками

Учитель - Перед вами 2 ритмические мелодии. В каких они размерах?

Дети – 3/4 и 4/4

Учитель - Разделите данные мелодии на такты в соответствии с размерами.

Проверка по тактам с места.

Задание №4.

Учитель - Разгадаем ребус.

Единичный отрезок равен 8 клеток. Отметьте на координатном луче точки

Учитель - Какое слово зашифровано?

Дети – опера

Учитель - Что такое опера?

Дети – Опера – это музыкально-сценический жанр, в котором главные герои выражают свои эмоции и чувства, главным образом, с помощью пения.

Учитель - Как строится опера?

Дети – Увертюра – действия – финал

Учитель - Именно опере посвящена наша следующая задача.

Задание №5

Композитор сочинял оперу 12 месяцев. Увертюру он сочинял 1/6 этого времени,1действие – 1/3 всего времени, 2 действие – 1/2 от затраченного времени на сочинение увертюры и 1 действия. Сколько времени композитор затратил на сочинение финала?

Решение задачи в тетради, один ребенок - на доске, поясняя каждое действие.

Учитель – Наш урок подходит к концу. Что необычного было в уроке?

Дети – Урок объединял два предмета – музыку и математику.

Учитель – Чем были полезны знания, приобретенные нами на математике? Какое значение имеют дроби в музыки?

Дети – С помощью них определяют длительности нот.

Учитель – Помогала ли нам музыка на уроке?

Дети – Да, задания были необычными, интересными.

Учитель - Определим еще одну музыкально-математическую связь. Математика - мудрая царица всех наук. Она сопровождает человека всю жизнь. И даже песни сочинялись о математике, одну из которых мы исполним в завершении нашего урока.

Исполнение ранее разученной песни «Дважды два – четыре» сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского.

Про уроки.ru
Все права защищены © 2009-2019
Условия использования материалов сайта "Про уроки.ru"