Музыка

МХК

Кружковая работа

Класcное руководство

МО учителей

Открытый урок

 

Главная страница    Открытый урок    Городской конкурс "Педагог года - 2010"

О себе

Профессиональный опыт

Галерея достижений

О сайте

 

 

 

 Моим ученикам и их родителям

 

 

Мы изучаем

Мы слушаем

Мы исполняем

Наше творчество

Наши достижения

Дополнительный материал

Любопытным

 

 

 Последние публикации

 

 

Рабочая программа по предмету Музыка 1-4 классы

14 ноября 2019 г. 10:41

Раздел для моих учеников и их родителей

12 ноября 2019 г. 11:29

Методические разработки музыкальных развивающих игр

4 января 2010 г. 17:44

Сценарии музыкальных постановок

27 декабря 2009 г. 10:18

Мастер-класс "Исполнительская деятельность на уроке музыки"

5 декабря 2009 г. 17:57

 

 

 Рекомендуем посмотреть

 

 

Презентации PowerPoint

 

Конкурсный открытый урок

Интегрированный урок музыки и театра в 5 классе

Тема урока: Музыкальная пантомима

Цель: познакомить с музыкально-сценическим жанром пантомима, с его особенностями, основываясь на собственном музыкально-творческом опыте.

Задачи:

  • формирование навыка планирования творческой деятельности развитие навыков анализа музыкального произведения, умения сравнивать основные средства музыкальной выразительности, выявлять общее и особенное в музыкальной партитуре на слух;
  • закрепления понятий о музыкально-сценических жанрах (опера, балет) их основных особенностях, знакомство с особенностями жанра музыкальная пантомима;
  • формирование навыка групповой творческой деятельности, умения видеть партнера, взаимодействовать с ним;
  • развитие воображения, образного мышления, эмоциональной отзывчивости на музыку, умения передавать впечатления через движение, пластику.

Музыкальный репертуар: «Юмореска» в исполнении ансамбля Виктора Мещерина.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, музыкальный центр.

Урок в 5 классе построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и пластическое интонирование, которое выражается в художественном движении. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.

Учитель - Здравствуйте, рада вас видеть. Давайте познакомимся. Меня зовут Наталья Владимировна. Я преподаю музыку в 53 школе. Эти 45 минут нам предстоит провести вместе. Я участвую в конкурсе Педагог года. Сегодня у меня ответственный этап, мне очень понадобится ваша помощь и поддержка. Я постараюсь, чтобы урок прошел интересно.
Сегодня я хочу пригласить вас в театр. Итак, внимание, занавес открывается.

Звучит музыкальное произведение «Юмореска» в исполнении ансамбля, на экране изображение пустой театральной сцены.

Учитель – Что было не так?

Дети – на сцене никого не было.

Учитель – кто должен быть обязательно в театре на сцене?

Дети – актеры.

Учитель – Да, действительно, на музыку, которую мы сегодня услышали никто, ни один режиссер не поставил спектакля. Это произведение называется «Юмореска», исполняет его ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением В. Мещерина. Это русский коллектив, который был знаменит в 70е-80е годы. Музыканты ансамбля играли на созданных ими самими электронных инструментах, они изобретали и присоединяли разные электронные устройства на привычные инструменты (баяны, скрипки, гитары, арфу, фортепиано) тем самым добивались необычного их звучания. Какие инструменты вы здесь услышали? Каково их звучание?

Дети – фортепиано, скрипку, ударные инструменты. Но у всех инструментов звучание было необычное.

Учитель - Некоторые даже невозможно узнать. В репертуаре ансамбля много произведений и композиторов-классиков, и современных композиторов, а также произведения, написанные руководителем ансамбля - Вячеславом Мещериным (1923-1995) в их числе и произведение «Юмореска». Как вы думаете, почему оно так называется, что мы называем юмореской?

Дети – юмористическая музыка, сценка, рассказ.

Учитель – да, действительно, юмореска – это небольшое художественное произведение, проникнутое юмором. Они бывают и музыкальные, и театральные, и литературный рассказ. Как вы думаете, достойно ли это произведение стать еще и спектаклем? Давайте попробуем сами создать спектакль на эту музыку. Будем сегодня режиссерами.

Учитель - Какой мог бы быть спектакль? Какие музыкальные спектакли мы знаем?

Дети – опера, балет.

Учитель – Может быть спектакль на данную музыку стать оперой?

Дети – Нет, так как пения не было.

Учитель – Что же должны делать персонажи на сцене? За счет чего можно передать характер музыки, кроме пения?

Дети - движения, мимики?

Учитель – в каком музыкально-сценическом жанре актеры передают свои эмоции с помощью движения?

Дети – балет.

Учитель – Можем мы поставить балет на эту музыку?

Дети – Нет, потому что произведение маленькое.

Учитель - Что же это могло бы быть?

Дети – Небольшая музыкальная сценка.

Учитель – Да сценка, построенная на движениях, или пантомима. Вы знаете, что такое пантомима? Пантомима (Рantomimos в переводе с древнегреческого: тот, кто изображает все) - искусство создания образа с помощью мимики и пластики, театральное представление без слов. Главное в пантомиме – это яркая мимика и выразительные движения. Классическая пантомима пришла к нам из древнегреческого театра, где представления давались на огромную аудиторию. И порой зрители могли догадываться о том, что происходит на сцене, только по движениям, жестам. Как вы думаете, сколько действующих лиц должно быть в этом спектакле? Нам подскажет музыка.

Повторное слушание фрагмента

Дети – два персонажа.

Учитель – почему сделали такой вывод?

Дети – была разная мелодия. Сначала звуки мелодии были отрывистыми, легкими, потом мелодия строилась на долгих, протяжных звуках.

Учитель – Да музыканты называют такие способы звукоизвлечения стаккато и легато. Какой способ соответствует каждому персонажу?

Дети – стаккато - первому персонажу, легато - второму.

Учитель - А характер мелодии был одинаков?

Дети - Да.

Учитель – Значит, и характер персонажей тоже должен быть разным.

Дети – Первый персонаж веселый, второй – грустный.

Учитель - Для того, чтобы ярче передать настроение, мимику, часто использовались маски. Маски также пришли из древнегреческого театра и распространились по многим странам. Они были неотъемлемыми атрибутами карнавалов, праздников. Мы сегодня тоже обратимся к театральным маскам. Так как персонажей у нас двое, то и масок тоже две. (Демонстрация масок – грустная и веселая.) Какая маска подходит нашему первому персонажу? Какая - второму? Передать мимику персонажей нам помогут маски, а вот над движениями мы поработаем сами. Какие движения может выполнять веселый? Какие – грустный?

Выполнение движений вместе с детьми (физминутка)

Учитель - Давайте пофантазируем, каким может быть сюжет? Ведь у каждого спектакля должен быть сюжет, какая-то история. Кем могут быть наши персонажи? Дадим им имя. Где, при каких обстоятельствах они могут встретиться? Почему один персонаж грустный, а другой веселый? О чем может быть их разговор? Чем он закончился? Поработаем над сценарием будущей пантомимы.

Работа по карточкам в парах.

Обсуждение сценариев.

Учитель – Теперь попробуем сами воплотить замысел. Сами будем актерами.

Репетиция в парах с масками.

Учитель – кто-то решиться показать результат для всех?

Итоговый показ пантомимы.

Учитель – Как вы думаете, получилось у нас сегодня создать маленький музыкальный спектакль-пантомиму? Попали мы в театр?

Дети – да мы увидели музыкальный спектакль.

Учитель – Не просто увидели, а сами его создали. Конечно, может быть, не все получилось, но эту работу можно продолжить и на следующих уроках.

Заполнение карточки (рефлексия)

Учитель - Мы сегодня видели разные маски – все они были яркими. Дома и вы можете театральные маски сделать яркими, необычными и продолжить работу на следующих уроках, а может быть, устроите в своем классе новогодний бал-маскарад.

Про уроки.ru
Все права защищены © 2009-2019
Условия использования материалов сайта "Про уроки.ru"