Комплексное приобщение ребенка к миру искусства относится к важнейшим задачам художественной педагогики. В русле ее главных целей, среди которых – воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности, развитие художественного вкуса и образно-ассоциативного мышления – искусство предстает как наиболее адекватное средство, освященное многовековым педагогическим опытом человечества.
На основе проведенного анализа теоретической и методической литературы, я сформулировала основные требования, которые предъявляются к интегрированному уроку искусства:
- сотворение эмоционального, образного, духовного, культурного, национального, природного мира ребенка с помощью разных видов искусства и их взаимодействия с различными знаниями из областей наук, развития общества, природы и культуры;
- формирование оценочного, осмысленного отношения к искусству, к направлениям творческой деятельности человека и выбор оптимального вида художественного творчества для выражения собственного Я;
- развитие восприимчивости, отзывчивости к искусству, к особенностям авторской индивидуальности, своеобразию каждого произведения искусства;
- формирование способности критически оценивать художественные явления, произведения искусства, творчество сверстников и собственную художественную деятельность;
- развитие интереса к исследовательским, творческим работам;
- формирование представлений о взаимосвязи как основе развития мира, искусства, науки и человека;
- развитие философского мышления в осмыслении искусства, жизни, природы на основе выполнения исследовательских работ;
- понимание художественного произведения как продукта осмысления художником (композитором, писателем, поэтом) своего представления о мире.
В настоящее время отечественные учителя успешно разрабатывают и внедряют концепции, эстетические блоки, спецкурсы, программы и сценарии уроков, основанные на интеграции. Их инновационные разработки направлены на решение проблем развития, обучения и воспитания творческой личности в едином интегрированном пространстве.
Я проанализирую некоторые программы, реализующие, на мой взгляд, идею интеграции искусств, и попробую рассмотреть возможность интеграции музыки и театра в рамках данных разработок.
Для анализа выбраны следующие программы:
|
Исходя из анализа перечисленных выше программ, можно сделать следующий вывод: все изученные методические разработки, с одной стороны, указывают на необходимость интеграции музыки и театра, предполагают возможность ее осуществления, а с другой стороны, не дают достаточно четких методических указаний и рекомендаций по поводу ее реализации в процессе обучения. На мой взгляд, наиболее соответствует требованиям к интегрированному уроку искусства, приведенным выше, программа по предмету «Музыка», созданная под руководством Г.П.Сергеевой. Данная методическая разработка дает возможность наиболее широко развивать идеи интеграции искусств художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского. Большое внимание уделено автором интеграции музыки и театра. Это находит свое выражение в структуре программы, в которую включен раздел «В музыкальном театре» и ролевые игры «Играем в композитора», «Играем в музыкальный театр», «Разыграй песню» и др. Все это создает благоприятные условия для привлечения интеграции музыки и театра в контексте данной методической разработки.
|